Технологические аспекты формирования экономического мышления школьников и проблема подготовки учителей по экономике

Подробно о педагогике » Экономическое мышление школьников » Технологические аспекты формирования экономического мышления школьников и проблема подготовки учителей по экономике

Страница 2

Педагогическое руководство образованием учащихся начальных классов предполагает управление процессом формирования основ экономического мышления и сознания. В этих целях необходимо организовывать педагогически целесообразную деятельность и включать в нее младших школьников, осуществлять контроль за их поведением, анализировать их поступки с целью коррекции в определенных ситуациях. Следовательно, деятельность учителя должна быть ориентирована не только на содержательный компонент экономической подготовки учащихся, но и на решение управленческих задач: диагностических, аналитико-прогностических, целеполагания и конкретизации, конструктивно-проектировочных, организаторских, коммуникативных, контроля и коррекции процесса экономического образования.

Замечено, что наиболее слабы позиции будущих учителей по диагностике, прогнозированию, целеполаганию, по знанию содержательных задач экономического образования учащихся начальных классов и корректированию деятельности.

Одна из основных задач нашего исследования – разработка и опытно-экспериментальная проверка модели формирования профессиональной готовности учителя к экономическому образованию учащихся и определение условий оптимального функционирования этой модели. Разрабатывая прогностическую модель, мы опирались на системно – деятельностный подход, обеспечивающий выявление инвариантной структуры деятельности и диагностируемых профессионально значимых качеств его личности.

Категория «готовность» употребляется в литературе для обозначения ее как условия и регулятора деятельности, психологического состояния, установки наличия у субъекта определенных потребностей, как синтеза свойств личности и т.п. Профессиональная готовность учителя как целостное и интегративное качество личности соотносится с гносеологическим, аксиологическим, творческим, коммуникативным потенциалами. Исходя из этого, готовность учителя к экономическому образованию учащихся начальных классов реализуется на уровне психологической, научно – педагогической и практической готовности.

Психологическая готовность проявляется в профессионально – педагогической направленности личности учителя. Ее составляющими элементами являются осознанная потребность учителя в экономических знаниях, в освоении теории и методики экономического образования младших школьников, в овладении современным экономическим мышлением, а также интерес к предстоящему обучению и сформированность установки на практическое использование знаний, подлежащих усвоению.

Научно-педагогическая готовность не сводится только к знанию, а предполагает деятельность, основывающуюся на развитом экономическом и педагогическом мышлении. Помимо знаний и их личностного смысла критериальными показателями научно-педагогической готовности являются аналитические, прогностические и проективные умения.

Практическая готовность, слагающаяся из мотивационного, когнитивного и операционального компонентов, проявляется через внешние наблюдаемые педагогические умения: организаторские, коммуникативные. Их критериальными показателями служит степень сформированности соответственно мобилизационных, информационных, развивающих умений, а также перцептивных, коммуникативных умений и педагогической техники.

Исследование подготовки учителя к экономическому образованию учащихся начальных классов потребовало раскрытия сущности и специфики изучаемых педагогических процессов, условий, влияющих на их протекание. При этом важнейшим методологическим ориентиром для нас служило единство исследовательской работы и преобразования процесса подготовки учителей. В соответствии с этим осуществлялся выбор методов теоретического и экспериментального исследований. Экспериментальная часть работы была задумана и реализована как объект моделирования педагогических технологий подготовки учителя к экономическому образованию учащихся начальных и средних классов.

Становление личности учителя как организатора экономического образования учащихся осуществляется в процессе овладения профессионально значимым системным знанием и способами его практического применения. Поэтому, исследуя педагогические технологии подготовки учителя к экономическому образованию, мы исходили из необходимости придать ей целостный характер путем интеграции экономической, психолого-педагогической, предметной подготовки в вузе. Каждый из блоков этой сложной системы представляет собой относительно самостоятельную подструктуру – систему, часть целого.

Готовность учителя к экономическому образованию учащихся начальных классов выключает упорядоченную совокупность определенных экономических, психолого-педагогических и предметных знаний, умений, блок экономических качеств потенциала личности (на которые можно ориентироваться в учебно-воспитательном процессе педагогического вуза). Круг знаний, умений, качеств личности, которым необходимо овладеть студенту, нацелен на формирование его экономического мышления и нравственных позиций, приобретающих особое значение в новых условиях, на помощь в преодолении трудностей перехода к рыночной экономике.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Результат исследования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет в дидактических играх
Исследование по изучению элементарных математических представлений у детей 4-5 лет в дидактических играх проводилось в МДОУ №36 «Росинка», в средних группах (в контрольной и экспериментальной). В качестве методов изучения элементарных математических представлений использовались: дидактические игры, ...

Понятие общих способностей детей дошкольного возраста
Существует множество определений способностей. Так Б.М. Теплов считал, что способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. По мнению Л.Г. Ковалева, под сп ...

Историко-ретроспективный контекст профилактики бродяжничества в России
Учитывая существующее в современной науке представление о том, что беспризорность и безнадзорность следует рассматривать как социальные факторы, провоцирующие бродяжничество и в то же время выступающие в качестве одних из возможных его следствий, считаем правомерным проанализировать их в комплексе. ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru