Подготовка студентов к экономическому образованию учащихся начальных классов определяется составом изучаемых дисциплин. Выделим ряд направлений этой важной работы: 1) изучение социально-экономических дисциплин («Экономика», «Экономика образования», «Методика экономического образования учащихся начальных классов» и др.); 2) изучение общепрофессиональных дисциплин («Введение в педагогическую деятельность», «Теория и методика воспитания», «Педагогика межнационального общения», «Социальная педагогика», «Педагогические технологии», «Психолого-педагогический практикум», «Возрастная и педагогическая психология» и др.); 3) изучение специальных дисциплин и методик их преподавания в начальной школе («Детская литература», «Естествознание», «Методика обучения русскому языку и литературе», «Методика преподавания математики», «Методика преподавания естествознания», «Методика преподавания труда с практикумом» и др.)
Подчеркнем значение дисциплин специализаций «Социально – педагогическая деятельность в образовательных учреждениях», «Основы детского творчества в начальной школе», а также педагогической практики, курсовых и квалификационных (дипломных) работ по проблеме экономического образования учащихся начальных классов. Нами исследован вклад этой «триады» в научно – педагогическую и практическую подготовку студента к будущей работе. Сложность этой деятельности обусловлена тем, что знания и умения, даваемые в каждом блоке дисциплин, не должны остаться разрозненными и не объединенными в целостный операциональный комплекс, обеспечивающий решение соответствующих задач практической деятельности учителя начальных классов по осуществлению экономического образования учащихся.
Стратегию современного педагогического образования составляет субъективное развитие и саморазвитие личности учителя, способного выходить за пределы нормативной деятельности, осуществлять инновационные процессы, процессы творчества в широком смысле. Эта стратегия может воплотиться лишь при качественно иной подготовке учителя-исследователя, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным научным подходом к решению конкретной образовательной проблемы. Большие возможности для достижения этой цели представляет определенная система включения студентов в научно-исследовательскую работу, которую мы пытались организовать на кафедре педагогики начального образования.
Важной составляющей целостного процесса подготовки учителя к экономическому образованию учащихся является изучение студентами спецкурса «Методика экономического образования учащихся начальных классов». В разработанной нами программе предполагается, что в процессе изучения спецкурса будущие учителя получат представление о месте экономического образования в системе учебно-воспитательного процесса. Они будут знать его цели и задачи, содержание, формы, методы с учетом возрастных, индивидуальных особенностей младших школьников, условий семейного воспитания, этнорегиональных особенностей экономической подготовки. Смогут использовать полученные знания о специфике экономического образования в системе обучения основам наук и технологии и при организации внеурочной воспитательной работы.
Учебные занятия по данному спецкурсу проводятся в основном в форме лекций и практикумов, на которых студентам давалась основа для формирования профессиональных знаний и умений по экономическому образованию учащихся начальных классов. Ряд занятий может быть продолжен в самостоятельной внеаудиторной работе студентов по развитию формирующих умений и навыков. Методы работы на практикумах разнообразны: упражнения, тренинг, ролевая игра, анализ педагогических наблюдений, осуществление экономических расчетов и анализа, деловая игра, практическая работа с детьми. В процессе исследования мы пришли к выводу, что деятельность педагога по выполнению своих функций как организатора экономического образования учащихся начальных классов, реализуемая на технологическом уровне, является показателем его профессиональной компетентности и культуры. Они проявляются в сложных педагогических ситуациях, в умении преодолевать трудности, оценивать, прогнозировать и корректировать результаты. Педагогическая технология как практико-ориентированная часть целостного педагогического процесса создает необходимые условия для профессионального развития учителя.
Можно рассматривать педагогическую технологию теоретической и практической подготовки студентов как совокупность действий и операций участников учебного процесса с целью достижения высоких результатов учебной деятельности. Ее фундамент составляют: теоретические знания; обучение разносторонним видам работы на лабораторно-практических занятиях, в процессе участия в деловых и ролевых играх, отработки своего поведения в разноплановых фрагментах урока, воспитательных мероприятиях с экономическим содержанием; изучение имеющегося опыта и собственная деятельность на педагогической практике. Нами рассмотрены различные элементы «гибкой» педагогической технологии в подготовке учителя к экономическому образованию младших школьников.
Информация о ообразовании:
Задачи и значение работы по развитию восприятия речи на слух слабослышащими
детьми
Развитие слухового восприятия слабослышащих учащихся – чрезвычайно важная задача современной школы, так как от ее решения в значительной мере зависит эффективность их обучения и воспитания, социальная реабилитация. В школе для слабослышащих детей работа по развитию слухового восприятия проводится в ...
Характеристика речи детей с нарушением интеллекта
Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и других отделов нервной системы. Между тем у школьников с нарушением интеллекта отмечается органическое поражение коры головного мозга, что приводит к возникновению разнообразных речевых расстройств ...
Особенности воспитательной работы с военнослужащими,
проходящими службу по контракту
Сегодня объективно выделяется особая категория военнослужащих – военнослужащие-контрактники. Анализ состояния воспитательной работы в частях и подразделениях показывает, что контрактник - это не тот военнослужащий по призыву, с которым ранее уже проводилась воспитательная работа. Контрактник требуе ...