Как строить педагогический процесс приобщения дошкольников к живописи, какие при этом использовать произведения искусства для решения задач эстетического воспитания в детском саду?
Практика показывает: от отбора произведений зависит успех художественного воспитания детей, введения их в мир большого искусства. То, о чем расскажет художник на полотне и с чем впервые соприкоснется школьник, что откроется перед его взором, чему удивиться и чем восхититься он, – все это станет основой формирования эстетического вкуса, устойчивого интереса к живописи как источнику познания мира. Таким образом, правильный отбор произведений живописи является одним из условий эстетического воспитания дошкольников. Но не только в этом его значение. Правильно осуществляемый отбор произведений искусства для работы с детьми оказывает существенное влияние и на формирование первоначальной мировоззренческой направленности, гражданских чувств, любви к Родине, родной природе, интереса к народам других стран и континентов. Кроме того, через восприятие живописи (жанровая, портретная, натюрморт, пейзаж) происходит гуманизация личности ребенка. Скажем, понимая гуманные отношения в жанровой живописи, он пытается перенести воспринятые отношения в собственные со своими сверстниками и взрослыми. При восприятии портретной живописи ребенок приобретает умение всматриваться в лица людей, понимать их радости и печали, но самое главное – он учится сопереживанию.
При отборе произведений живописи для рассматривания с детьми учитывают принцип актуальности выраженного в жанровой живописи социального явления. Из жанровой живописи у детей вызывают интерес те картины, в которых отражается современная жизнь в нашей стране, а также произведения, посвященные знаменательным событиям и сезонным изменениям в природе.
Перечисленные принципы – это принципы отбора произведений по содержанию. Однако для более глубокого понимания художественной ценности картины необходимо единство в восприятии содержания (что изображено) и средств выразительности (как выражено содержание), т.е. формы произведения. В отборе произведений по форме учитывается принцип разнообразия используемых художником средств выразительности и манеры исполнения.
По колористическому решению отбираются картины, выполненные художником в теплой и холодной цветовой гамме, основанной на цветовом контрасте – яркие цветовые пятна или спокойные мазки, живые, яркие, сочные краски или размытые, разделенные.
Имеет значение и композиционное решение. Для рассматривания с детьми отбирают картины, в которых художественные образы расположены в круг, треугольник, асимметрично, симметрично, в центре, статично, динамично и т.д.
Картины разных художников отличаются манерой исполнения: ритмичным изображением линий, мазков, стилизованностью, обобщенностью или детализацией изображенных предметов и образов, их объемным или плоскостным изображением. Учитывают также и принцип концентричности, суть которого заключается в возврате к ранее воспринятым картинам, но на более высоком уровне познания. Одна и та же картина в течение учебного года и в разных возрастных группах неоднократно предлагается для рассматривания детьми. Но внимание ребят направляют на разные цели: выделить отдельные образы, назвать цвет, определить настроение, проанализировать логические связи картины, установить взаимосвязь между содержанием и средствами выразительности. Соблюдение принципа концентричности позволяет воспитателю постепенно углублять понимание дошкольниками художественных произведений, раскрывать перед ними новое в содержании и художественных средствах картины, воспитывать устойчивый интерес к живописи, развивать более яркие ассоциации и эстетические чувства. Например, на картине «Гости» (художник О.Б. Богаевская) изображен день рождения девочки. Если при первоначальном ознакомлении с картиной выяснялось, что (кто) на ней изображено, какое настроение выражено, о чем рассказывает картина, т.е. дети учились подробно рассматривать детали картины, то в дальнейшем их внимание обращалось на взаимосвязь между содержанием произведения и формой его выражения. При первичном знакомстве раскрывалась внешняя сторона картины, а при повторном – эстетические ее достоинства, внутренняя суть; иначе говоря, педагогическое руководство рассматриванием произведения на этом этапе направлялось на более глубокое осознание ребенком замысла художника.
Итак, для приобщения дошкольников к искусству важно правильно осуществить отбор произведений живописи.
Произведения живописи должны реалистически отражать знакомые детям явления общественной жизни и природы. В картине должна быть четко выражена идея, замысел художника. Можно отбирать картины и других направлений в живописи.
Отбирая произведения для рассматривания с дошкольниками, необходимо четко представлять, о чем картина, какую основную мысль выразил художник, для чего создал данное произведение, как передал содержание (какие художественные средства использовал).
Информация о ообразовании:
Сущность комбинированных уроков и его этапы
Комбинированный урок — тип урока, характеризующийся сочетанием (комбинацией) различных целей и видов учебной работы при его проведении: проверка знаний, работа над пройденным материалом, изложение нового материала и т. д. В структуре комбинированного урока выделяют следующие этапы: · организация уч ...
Развитие личности и его закономерности
Личность – динамическое понятие она претерпевает в течение жизни изменения, которые называют развитием (прогрессивным или регрессивным). Развитие (прогрессивное) – это процесс физического и психического изменения индивида во времени, предполагающий совершенствование, переход в любых его свойствах и ...
Как разработать доклад и успешно защитить его
Будьте готовы к тому, что за время своего обучения в университете вам придется написать хотя бы один доклад и защитить его. Представленные ниже рекомендации помогут вам успешно справиться с этой работой. 1. Начинайте с подбора и изучения основных источников по теме. Использовать не менее 8 — 10 ист ...