Экономическое мышление как педагогическое явление и процесс его формирования

Подробно о педагогике » Экономическое мышление школьников » Экономическое мышление как педагогическое явление и процесс его формирования

Страница 3

Анализ имеющихся дефиниций экономического воспитания, экономического сознания, экономического мышления, экономической культуры, экономического поведения приводит нас к заключению, что выявленные различия не столь существенны, если использовать обобщенный подход, наиболее широко применяемый всеми социально-гуманитарными науками. Мы считаем, что важнейшей задачей и экономики, и педагогики является не выявление различий в определении указанных понятий, а выработка соответствующих моделей поведения человека в условиях ограниченных ресурсов: денежных, временных, информационных и др.

Экономическая подготовка в общеобразовательной школе включает экономическое образование и экономическое воспитание, направленные на приобретение учащимися доступного им целостного понятия о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и духовных благ. До начала 90-х годов прошлого столетия экономическая подготовка осуществлялась в процессе преподавания обществознания, экономической географии, основ государства и права, а также трудового и профессионального обучения. Как обязательная составляющая общего образования экономическая подготовка предполагает передачу всем учащимся элементов базовых знаний личной, семейной и производственной экономики. Углубленная экономическая подготовка учащихся путем организации факультативных занятий, включения предмета «Экономика» в учебный план школы, изучения предметов по выбору с целью профориентации и подготовки к послешкольному образованию, введения начальной профессиональной подготовки учащихся старших классов по профессиям, связанным с маркетингом, менеджментом, банковским и биржевым делом (профильное обучение), в контексте настоящего исследования близка к категории «экономическое образование», оставаясь тесно связанной с экономическим воспитанием как основным его компонентом. Экономическое образование в школе точнее было бы назвать предпрофессиональным или допрофессиональным, так как оно, скорее, готовит базовую основу для профессионального экономического образования в ссузе и вузе. Поэтому углубленную экономическую подготовку в общеобразовательной школе мы несколько условно будем называть далее школьным экономическим образованием, так как имеется ввиду обучение школьников (предмет «Экономика», спецкурсы и факультативы, межпредметная интеграция экономических знаний, а также предметы экономического содержания по выбору) и организация экономической деятельности в урочное время.

Однако, жизнь показывает, что даже высокая экономическая образованность автоматически отнюдь не формирует в людях бережливость, экономность, расчётливость по отношению к общественной собственности. Эти качества могут иногда принимать и индивидуалистическую, сугубо потребительскую направленность. Экономическая образованность может быть направлена и на удовлетворение корыстных, потребительских интересов за счёт государства. Поэтому важно, чтобы образованность сочеталась с высокой идейностью, интересами общества, т.е. с экономическим воспитанием.

Общеизвестно, что всякое обучение воспитывает, как всякое воспитание обучает. В полной мере это относится и к вопросу о взаимосвязи экономического образования и воспитания. Важнейшая специфическая задача экономического образования – раскрытие содержания экономических понятий, категорий, законов. Цель же экономического воспитания шире: формирование на основе усвоенных знаний нового, рационального отношения к труду и общественной собственности. Оно предполагает выработку у людей заинтересованного подхода к делу, умение не просто экономически грамотно мыслить, а мыслить по-государственному, давать общественно значимую оценку тому или иному экономическому явлению, техническому нововведению, своему личному труду и т.п. Экономическое образование – это процесс передачи людям и усвоения ими экономических знаний, умений и навыков экономического мышления. Экономическое воспитание формирует отношение к таким знаниям, направлено на их глубокое усвоение, осмысление, превращение в убеждения и поступки людей. Оно придает мышлению идейную и практическую направленность. Экономическое образование формирует преимущественно систематизированные, теоретические взгляды, а экономическое воспитание – убеждения, мотивы, установки, ценностные ориентации личности. Тесно связанные между собой, экономическое образование и воспитание формируют у людей рационально-экономичес-кие духовные качества. Сплав знаний, убеждений и поступков человека образует его новые качества – идейность и сознательность, обеспечивая единство в развитии и взаимном обогащении экономического мышления, практических навыков экономической деятельности и соответствующих социально-психологических качеств личности.

Страницы: 1 2 3 


Информация о ообразовании:

Исследовательский метод обучения
Учебно-исследовательская деятельность учащихся — процесс совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов. Она помогает выявить склонности учащихся к ведению научно-исследовательской деятельности; развить интерес к познанию мира, сущности процессов и явлени ...

Как дифференцируются образовательные программы в первом и втором отделениях школы V вида
В специальную (коррекционную) школу V вида зачисляются дети с общим недоразвитием речи II и III уровня с такими тяжелыми формами речевой патологии как: дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, дислексия, дисграфия, заикание. Наполняемость классов 12 человек. Коррекционное учреждение V вида имеет в сво ...

Особенности управления ВУЗом
Термин «руководство образовательным учреждением» обозначается как механизм для организации и обеспечения оптимальных условий функционирования образования на всех уровнях, «мозг» системы. Особенностью управления современной системой образования является прежде всего обеспечение руководящими кадрами ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru