Анализ имеющихся дефиниций экономического воспитания, экономического сознания, экономического мышления, экономической культуры, экономического поведения приводит нас к заключению, что выявленные различия не столь существенны, если использовать обобщенный подход, наиболее широко применяемый всеми социально-гуманитарными науками. Мы считаем, что важнейшей задачей и экономики, и педагогики является не выявление различий в определении указанных понятий, а выработка соответствующих моделей поведения человека в условиях ограниченных ресурсов: денежных, временных, информационных и др.
Экономическая подготовка в общеобразовательной школе включает экономическое образование и экономическое воспитание, направленные на приобретение учащимися доступного им целостного понятия о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и духовных благ. До начала 90-х годов прошлого столетия экономическая подготовка осуществлялась в процессе преподавания обществознания, экономической географии, основ государства и права, а также трудового и профессионального обучения. Как обязательная составляющая общего образования экономическая подготовка предполагает передачу всем учащимся элементов базовых знаний личной, семейной и производственной экономики. Углубленная экономическая подготовка учащихся путем организации факультативных занятий, включения предмета «Экономика» в учебный план школы, изучения предметов по выбору с целью профориентации и подготовки к послешкольному образованию, введения начальной профессиональной подготовки учащихся старших классов по профессиям, связанным с маркетингом, менеджментом, банковским и биржевым делом (профильное обучение), в контексте настоящего исследования близка к категории «экономическое образование», оставаясь тесно связанной с экономическим воспитанием как основным его компонентом. Экономическое образование в школе точнее было бы назвать предпрофессиональным или допрофессиональным, так как оно, скорее, готовит базовую основу для профессионального экономического образования в ссузе и вузе. Поэтому углубленную экономическую подготовку в общеобразовательной школе мы несколько условно будем называть далее школьным экономическим образованием, так как имеется ввиду обучение школьников (предмет «Экономика», спецкурсы и факультативы, межпредметная интеграция экономических знаний, а также предметы экономического содержания по выбору) и организация экономической деятельности в урочное время.
Однако, жизнь показывает, что даже высокая экономическая образованность автоматически отнюдь не формирует в людях бережливость, экономность, расчётливость по отношению к общественной собственности. Эти качества могут иногда принимать и индивидуалистическую, сугубо потребительскую направленность. Экономическая образованность может быть направлена и на удовлетворение корыстных, потребительских интересов за счёт государства. Поэтому важно, чтобы образованность сочеталась с высокой идейностью, интересами общества, т.е. с экономическим воспитанием.
Общеизвестно, что всякое обучение воспитывает, как всякое воспитание обучает. В полной мере это относится и к вопросу о взаимосвязи экономического образования и воспитания. Важнейшая специфическая задача экономического образования – раскрытие содержания экономических понятий, категорий, законов. Цель же экономического воспитания шире: формирование на основе усвоенных знаний нового, рационального отношения к труду и общественной собственности. Оно предполагает выработку у людей заинтересованного подхода к делу, умение не просто экономически грамотно мыслить, а мыслить по-государственному, давать общественно значимую оценку тому или иному экономическому явлению, техническому нововведению, своему личному труду и т.п. Экономическое образование – это процесс передачи людям и усвоения ими экономических знаний, умений и навыков экономического мышления. Экономическое воспитание формирует отношение к таким знаниям, направлено на их глубокое усвоение, осмысление, превращение в убеждения и поступки людей. Оно придает мышлению идейную и практическую направленность. Экономическое образование формирует преимущественно систематизированные, теоретические взгляды, а экономическое воспитание – убеждения, мотивы, установки, ценностные ориентации личности. Тесно связанные между собой, экономическое образование и воспитание формируют у людей рационально-экономичес-кие духовные качества. Сплав знаний, убеждений и поступков человека образует его новые качества – идейность и сознательность, обеспечивая единство в развитии и взаимном обогащении экономического мышления, практических навыков экономической деятельности и соответствующих социально-психологических качеств личности.
Информация о ообразовании:
Сущность гражданственности и пути её формирования
Модернизация российского социокультурного пространства в XXI веке отразилась на всех сферах жизнедеятельности общества. Переход к гражданскому обществу поставил перед социумом ряд вопросов, среди которых важным является воспитание гражданственности у молодёжи в условиях обновленной России. Гражданс ...
Краткая биография Сократа
Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ (V—IV вв. до н.э.) — один из крупнейших философов своего времени. Он имел много учеников, которых обучал ведению диалога, полемике, логическому мышлению. Сократ родился в Афинах в 470 г. до н.э. Его отец, Софроникс, был каменотесом, а мать ...
Понятие «Педагогический менеджмент»
На данном этапе развития ОУ решение сложнейшей проблемы управления учебно-познавательным процессом сдерживается рядом объективных и субъективных причин и противоречий: • пока недостаточной интеграцией усилий и взаимодействий учителей, школьного практического психолога, социального педагога, замести ...