Проблема заикания у детей

Страница 1

Заикание - сложное нарушение речи, характеризующееся расстройством ее ритма и плавности. Как правило, заикание возникает у детей 2-5 лет, т.е. в период формирования развернутой фразовой речи, чаще у легко возбудимых детей. Обостряется в связи с поступлением в школу, а также в подростковом и юношеском возрасте.

Основным симптомом заикания являются периодически возникающие судороги мышц речевого аппарата:

клонические судороги характеризуются насильственным многократным ритмичным сокращением мышц речевого аппарата, которые приводят к непроизвольному повторению отдельных звуков или слов;

тонические судороги проявляются в виде насильственного резкого повышения тонуса мышц, захватывающего обычно несколько мышечных групп, приводящие к задержке речи.

Но чаще всего встречается смешанная форма заикания. К судорогам мышц речевого аппарата иногда присоединяются судороги лица и конечностей неспособность к полноценно оформленному речевому высказыванию создают серьезные затруднения в общении.

Подразделение заикания на клоническое и тоническое (в зависимости от судорог) в настоящее время представляется недостаточным . Заикание - симптом разных (в клиническом отношении) заболеваний, оно редко выступает в самостоятельном виде и почти всегда сосуществует с другими нервно-психическими расстройствами. Исходя из этого, М.И. Буянов и Б.З. Драпкин выделили невротическое, неврозоподобное и смешанное заикание. Невротическое заикание - психогенное расстройство, которое обнаруживается в психотравмирующей ситуации, усиливается при фиксации внимания на речевом дефекте и, наоборот, значительно уменьшается при отвлечении внимания. Неврозоподобное заикание внешне напоминает невротическое, но не имеет психогенного происхождения, а возникает в рамках шизофрении, эпилепсии, олигофрении, при органическом поражении ЦНС. Кроме того, неврозоподобное заикание может быть наследственным и в отличие от невротического не зависит от ситуации; оно уменьшается, если человек следит за своей речью. Неврозоподобное заикание отличается нарушением темпа речи (тахилалия, брадилалия). Разграничить заикание на невротическое и неврозоподобное не всегда легко, так как у некоторых людей с неврозоподобным заиканием возникает невротическое наслоение .

В настоящее время выделяют две группы причин возникновения заикания: предрасполагающие ("почва") и производящие ("толчки"). При этом некоторые этологические факторы могут как способствовать, так и непосредственно вызывать заикание.

К предрасполагающим причинам относятся следующие:

невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции ЦНС);

невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность);

конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам);

поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов.

Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сферах, приводят к задержке речевого развития, к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания.

К неблагоприятным условиям относятся:

физическая ослабленность детей;

возрастные особенности деятельности мозга;

ускоренное речевое развитие;

скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормального отношения с окружающими;

недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком;

недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Этапы развития художественно-творческих способностей
Независимо от того, какие способности есть у ребенка и когда они проявляются, можно выделить четыре основных этапа, которые будет проходить ребенок на пути от способностей к таланту. 1. Первый этап - игровой. На этом этапе внимательные родители играют роль и учителей, и наставников, и великодушных ...

Проблема заикания у детей
Заикание - сложное нарушение речи, характеризующееся расстройством ее ритма и плавности. Как правило, заикание возникает у детей 2-5 лет, т.е. в период формирования развернутой фразовой речи, чаще у легко возбудимых детей. Обостряется в связи с поступлением в школу, а также в подростковом и юношеск ...

Физическое развитие
Физическое развитие служит показателем функциональной зрелости организма и является одним из важных критериев для характеристики санитарного состояния всего населения, в том числе и детского. Поэтому показатели физического развития приобретают большое социально- гигиеническое значение. Для оценки ф ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru