Заикание - сложное нарушение речи, характеризующееся расстройством ее ритма и плавности. Как правило, заикание возникает у детей 2-5 лет, т.е. в период формирования развернутой фразовой речи, чаще у легко возбудимых детей. Обостряется в связи с поступлением в школу, а также в подростковом и юношеском возрасте.
Основным симптомом заикания являются периодически возникающие судороги мышц речевого аппарата:
клонические судороги характеризуются насильственным многократным ритмичным сокращением мышц речевого аппарата, которые приводят к непроизвольному повторению отдельных звуков или слов;
тонические судороги проявляются в виде насильственного резкого повышения тонуса мышц, захватывающего обычно несколько мышечных групп, приводящие к задержке речи.
Но чаще всего встречается смешанная форма заикания. К судорогам мышц речевого аппарата иногда присоединяются судороги лица и конечностей неспособность к полноценно оформленному речевому высказыванию создают серьезные затруднения в общении.
Подразделение заикания на клоническое и тоническое (в зависимости от судорог) в настоящее время представляется недостаточным . Заикание - симптом разных (в клиническом отношении) заболеваний, оно редко выступает в самостоятельном виде и почти всегда сосуществует с другими нервно-психическими расстройствами. Исходя из этого, М.И. Буянов и Б.З. Драпкин выделили невротическое, неврозоподобное и смешанное заикание. Невротическое заикание - психогенное расстройство, которое обнаруживается в психотравмирующей ситуации, усиливается при фиксации внимания на речевом дефекте и, наоборот, значительно уменьшается при отвлечении внимания. Неврозоподобное заикание внешне напоминает невротическое, но не имеет психогенного происхождения, а возникает в рамках шизофрении, эпилепсии, олигофрении, при органическом поражении ЦНС. Кроме того, неврозоподобное заикание может быть наследственным и в отличие от невротического не зависит от ситуации; оно уменьшается, если человек следит за своей речью. Неврозоподобное заикание отличается нарушением темпа речи (тахилалия, брадилалия). Разграничить заикание на невротическое и неврозоподобное не всегда легко, так как у некоторых людей с неврозоподобным заиканием возникает невротическое наслоение .
В настоящее время выделяют две группы причин возникновения заикания: предрасполагающие ("почва") и производящие ("толчки"). При этом некоторые этологические факторы могут как способствовать, так и непосредственно вызывать заикание.
К предрасполагающим причинам относятся следующие:
невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции ЦНС);
невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность);
конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам);
поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов.
Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сферах, приводят к задержке речевого развития, к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания.
К неблагоприятным условиям относятся:
физическая ослабленность детей;
возрастные особенности деятельности мозга;
ускоренное речевое развитие;
скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормального отношения с окружающими;
недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком;
недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.
Информация о ообразовании:
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в
процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами
С целью изучения механизмов формирования и развития детских способностей в живописи исследовательская работа была проведена на базе ДОУ № 16 «Колокольчик» пос. Иноземцево в подготовительной группе. На первый взгляд в этой группе способных детей нет, они проявляют интерес и активность, но эпизодичес ...
Формы и методы работы социального педагога с семьей
Согласно А.В. Мудрик, социальный педагог- это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально созданных для этого, так и в организациях, для которых воспитание не яв ...
План внеклассного профориентационного занятия
Профориентационный проект: «Я б в рабочие пошёл, пусть меня научат» Класс: 9 (11) Время работы: два месяца Цели: популяризация рабочих профессий; анализ регионального компонента трудовых вакансий; социально-трудовая адаптация школьников. Задачи: расширение знаний обучающихся о рабочих профессиях; в ...