При наличии тех или иных перечисленных неблагоприятных условий достаточно какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы вызвать нервный срыв и заикание.
В группе производящих причин выделяются:
анатомо-физиологические: физические заболевания, травмы, органическое нарушение мозга, болезни носа, глотки и гортани, совершенство артикуляционного аппарата при дизартрии, дислалии и задержке речевого развития;
психические и социальные причины: психическая травма, неправильное формирование речи в детстве (речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей и т.д.), перегрузка речевым материалом, несоответствующее возрасту ребенка усложнение речевого материала и мышления, подражание заикающимся.
Одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство, является чувство собственной неполноценности. И чем больше фиксируется больной на своем дефекте, тем более упорным он становится.
Исследователи заикания в понятие фиксированности на дефекте вкладывают разное содержание: особое свойство внимания (устойчивое, застревающее навязчивое, концентрированное), осознание дефекта, представление о нем, разное эмоциональное отношение к нему (переживание, тревожность, боязливость, страх).
Выделяют следующие формы "болезненной" фиксации на дефекте:
нулевая степень болезненной фиксации: заикающийся не испытывает ущемления от сознания дефекта либо вовсе не замечает его. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению дефекта.
умеренная степень фиксации: заикающиеся переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток.
выраженная степень болезненной фиксации: у заикающихся переживание по поводу дефекта выливается в постоянно тягостное чувство неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через призму речевой неполноценности, болезненная мнительность, страх перед речью, людьми, уход в болезнь.
Изучение феномена фиксированности заикающихся на своем дефекте позволило установить следующее:
Фиксированность является одним из основных факторов усложняющих структуру дефекта и эффективность его преодоления.
Имеется прямая зависимость его от возраста детей (или стажа заикания). Это объясняется наличием неблагоприятных факторов окружающей среды, совершенствованием и усложнением психической деятельности в связи с формированием личности детей, появлением сдвигов в нервной и эндокринной системах, связанных с пубертатным периодом.
Отмечается связь с усложняющимся характером моторных нарушений. Тоническая судорога иногда может рассматриваться как попытка заикающегося бороться со своим недугом. Характер моторных нарушений у заикающихся обычно связан с эмоциональным отношением ребенка к дефекту.
Эффективность логопедической работы находиться в зависимости от разной степени фиксированности на дефекте: чем больше фиксированность, тем ниже результаты логопедической работы, и наоборот.
Осознание речевого дефекта, неудачные попытки избавиться от него или хотя бы замаскировать порождают у заикающихся различные психологические особенности: уязвимость, беззащитность, робость, внушаемость и многое другое.
Из вышеуказанного можно сделать следующий вывод: заикание - сложное нарушение не только речи, по и личности в целом. Оно тормозит общение, а следовательно препятствует социализации человека, его психическому развитию. Дефект нарушает речь ребенка, изменяет структуру построения речевого высказывания, затрудняет коммуникацию.
Информация о ообразовании:
Результаты исследований уровня изобразительных умений у старших
дошкольников
Исследование, зафиксированное в таблице 3, можно представить в процентном соотношении. Данное исследование проводилось во второй половине дня. Давалась ребенку возможность спокойно, не торопясь, выполнить свои рисунки, выбрать материал для рисования, продумать сюжет рисунка. Дети с интересом выполн ...
Подросток как читатель
Читательский портрет подростка во многом определяется в 10—11 лет. Надо учесть, что родительская опека к этому времени начинает ослабевать, а школа часто «обязывает» читать, не пробуждая личностных мотивов обращения к книге. Сказывается на чтении и лимит времени (возрастает учебная нагрузка, активи ...
Исторические аспекты развития социально-педагогической
деятельности в Беларуси и России
История развития практики социальной педагогики у славянских народов (белорусов, русских) корнями уходит в глубокую древность. Уже в период родоплеменных отношений существовали традиции сострадательного отношения к больным, немощным, вдовам, детям. С принятием христианства эти традиции получили сво ...