Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их. Такой материал можно включать в основную часть занятия по формированию элементарных математических представлений или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. В самом начале занятия в старшей и подготовительной к школе группах оправдывает себя использование несложных занимательных задач в качестве «умственной гимнастики».
Занимательные математические игры воспитатель может использовать и для организации самостоятельной деятельности детей. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился.
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка. Например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» – заставляет ребенка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения. Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.
Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы:
- развлечения,
- математические игры и задачи,
- развивающие (дидактические) игры и упражнения. Основанием для выделения таких групп является характер и назначение материала того или иного вида.
На занятиях по математике в детском саду воспитатели могут использовать математические развлечения: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. (Приложение). Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Например, головоломки могут быть арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (разрезание бумаги, сгибание проволоки), буквенными (анаграммы, кроссворды, шарады). Есть головоломки, рассчитанные только на игру фантазии и воображения.
В детском саду используются математические игры. Это игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений.
Информация о ообразовании:
Использование
в работе с дошкольниками произведений русских поэтов и писателей
Основоположниками детской природоведческой книжки являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Классиком русской природоведческой литературы для детей следует назвать Виталия Валентиновича Бианки. Он разработал практически все художественно−литературные жанры, в рамках которых воплощается природове ...
Перспектива развития дополнительного образования
Перспективой развития дополнительного образования МОУ «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1» является изменение целевых ориентиров школы, широкое системное внедрение в образовательную и воспитательную практику инновационных педагогических технологий, внутрифирменное обучение работнико ...
Рекомендации социальному педагогу по применению принципа толерантности в
условиях начальной школы
1. Развивать интерес к проблеме толерантности. Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты. 2. Развивать мотивации к самосовершенствованию и формированию у себя толерантности. Только при наличии мо ...