Методика обучения основам математики посредством дидактических игр и задач для дошкольников

Подробно о педагогике » Дидактические игры в процессе формирования математических знаний у детей 4-5 лет » Методика обучения основам математики посредством дидактических игр и задач для дошкольников

Страница 1

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют повышенный интерес к знаковым системам, моделированию, выполнению арифметических действий с числами, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата. Освоение детьми заданного в программе содержания осуществляется не изолированно, а во взаимосвязи и в контексте других содержательных видов деятельности, таких как природоведческая, изобразительная, конструктивная и т.д.

Программа предусматривает углубление представлений детей о свойствах и отношениях объектов, в основном через игры на классификацию и сериацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание, преобразование форм предметов и геометрических фигур. Дети не только пользуются известными им знаками и символами, но и находят способы условного обозначения новых, неизвестных им ранее параметров величин, геометрических фигур, временных и пространственных отношений и т.д.

Отношения равенства и неравенства дети обозначают знаками =, *, зависимости между величинами, числами также выражают в знаках «больше», «меньше» (>, <). Естественно, что в содержании обучения преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых алгоритмов.

В ходе освоения чисел педагог способствует осмыслению детьми последовательности чисел и места каждого из них в натуральном ряду. Это выражено в умении детей образовать число больше или меньше заданного, доказать равенство или неравенство группы предметов по числу, находить пропущенное число. Измерение (а не только сосчитывание) рассматривается при этом ведущей практической деятельностью.

Предел освоения детьми чисел (до 10, 20, 100) следует определять в зависимости от возможности освоения детьми предлагаемого им содержания, используемых методик обучения. При этом следует ориентироваться на развитие у детей числовых представлений, а не на формальное усвоение чисел и арифметических действий с ними.

Освоение необходимой для выражения отношений, зависимостей терминологии происходит в интересных ребенку играх, творческих заданиях, практических упражнениях. В условиях игры, на занятиях педагог организует живое, непринужденное общение с детьми, исключающее навязчивые повторения.

В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено прежде всего на развитие познавательных и творческих способностей детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения,, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. Для этого следует вовлечь детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, в самостоятельную игровую и практическую деятельность вне занятий, основанную на самоконтроле и самооценке.

Задачи математического и личностного развития детей старшего дошкольного возраста состоят в воспитании у них умений: устанавливать связь между целью (задачей), осуществлением (процессом) какого-либо действия и результатом; строить простые высказывания о сущности явления, свойства, отношения и т.д.; находить нужный способ выполнения задания, ведущий к результату наиболее экономным путем; активно включаться в коллективную игру, помогать сверстнику в случае необходимости; свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр, практических заданий, упражнений, в том числе и придуманных детьми.

Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры, вызывают у дошкольников большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Результаты обследования фонематического слуха и фонематического восприятия
Анализ состояния функций фонематического слуха и фонематического восприятия. Результаты обследуемых функций фонематического слуха и фонематического восприятия показали, что независимо от того, что у обследуемых детей имеются нарушения артикуляционной моторики и звукопроизношения данный навык сформи ...

Проблемы профессионального становления учителя
учитель педагогический профессиональный общение Как мы уже отмечали, ни теория, ни метод сами по себе не могут обеспечить успех учебно-воспитательного процесса. Главная фигура в этом процессе — педагог, учитель. Личность учителя, его подготовка и мастерство решают успех дела. Педагогическая деятель ...

Программа физического воспитания
Неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей дошкольного возраста требует эффективных мер по улучшению состояния их здоровья. Следует отметить, что наряду с позитивными процессами увеличения вариативности образовательных программ, у воспитанников дошкольных образовательных учреждений происх ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru