Развитие пространственного мышления ребенка является важнейшей частью его интеллектуального развития в целом, поскольку играет большую роль не только при изучении геометрии, но и при изучении других школьных предметов: рисования черчения, географии, физики и других. Наличие хорошего пространственного воображения необходимо людям разных профессий: дизайнеру, программисту, экономисту, математику.
Анализ содержания учебных пособий по математике в традиционной системе показывает крайне слабую содержательную часть этого вопроса в курсе математики для начальных классов. Как следствие, пространственное мышление детей оказывается недостаточно развитым, так как именно младший возраст для его развития является наиболее благоприятным. Этим в значимой мере обусловлены трудности изучения геометрии, особенно стереометрии, в старших классах.
В системе развивающего обучения геометрическому содержанию уделяется должное внимание. Раскроем возможности геометрических заданий в курсе математики, их развивающее значение.
Эффективному развитию пространственного мышления у младших школьников будет способствовать целенаправленное и систематическое включение разнообразных геометрических заданий в уроки математики с учетом современных методик. В начальной школе геометрический материал осваивается ребенком в ходе выполнения моделирующей деятельности.
Основная цель уроков геометрии – накопление опыта практической деятельности с моделями геометрических фигур.
При выполнении таких конструктивных заданий в 1 классе дети работают с различными материалами: конструктором, палочками, ленточкой, листом бумаги. Развитие пространственного мышления невозможно отделить от формирования умений мысленно представлять различные положения предмета, изменения его формы и положения в зависимости от точки зрения, различных поворотов и трансформаций, умением зафиксировать это представление на изображении. Известно, что базой для развития пространственного мышления являются пространственные представления, которые отражают соотношения и свойства реальных предметов, то есть свойства трехмерного видимого или воспринимаемого пространства.
При изучении геометрического материала пространственному мышлению в начальной школе следует уделить большое внимание, т.к. в среднем звене пространственное мышление является основой изучения геометрии.
Содержанием пространственного мышления является оперирование пространственными образами в видимом или воображаемом пространстве. Этим пространственное мышление отличается от других форм мышления. В качестве наглядной основы может выступать и реальный предмет и его графическая (рисунок, чертеж, график) или его знаковая (математическая или иные символы) модель. В любом случае при создании образов происходит перекодирование, сохраняющее не только внешний вид, сколько контур объекта, его структуру и соотношение частей.
Несмотря на разнообразие преобразований фигур, было выявлено, что детям очень трудно увидеть логику пространственных отношений, которая является одной из проблем при изучении геометрического материала в начальной школе.
При формировании геометрических представлений, выработке измерительных и чертежных умений и навыков наиболее эффективными являются методы наблюдений, демонстрации, практическая работа в сочетании с беседой и объяснением.
Например, дети сравнивают прямую, ломаную и кривую линии и рассказывают, на что они похожи.
Для эффективного усвоения геометрического материала учащимися начальной школы, начиная с 1 класса, практикуют различные формы работы: индивидуальную, групповую, коллективную. Наиболее эффективной считают применение групповой формы, которая от года к году усложняется.
Информация о ообразовании:
Возможности и пути использования дифференциации в учебном процессе
В настоящее время появились различные учебные заведения нового типа (гимназии, лицеи, колледжи и.т.д.), в организации работы которых реализуется внешняя дифференциация. В таких образовательных учреждениях создаются более благоприятные, чем в обычных школах условия для учета учебных возможностей шко ...
Диагностика творческих способностей детей и направленности личности
педагога
Целью нашего экспериментального исследования является получение практического обоснования того, что творческие способности детей находятся в зависимости от направленности личности учителя, а именно от его уровня притязаний, мотивации, установок, а также системы отношений к миру вещей и людей, от пс ...
Использование сказочного фольклора на уроках английского языка
Использование сказочного фольклора на занятиях направлено на повышение эффективности деятельности учащихся. Широкое применение сказок способствует формированию лингвистической компетенции обучающихся. Содержание текстов сказок способствует расширению активного запаса слов обучающихся. Драматизация ...