Личность человека, как правило, очень сложна. Почти каждый из нас испытывает противоречие между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворить. Появляющееся при этом «рассогласование» побуждает активно пополнять свои знания, расширять и приобретать опыт, усваивать нормы и правила поведения. Какую направленность приобретут эти качества, зависит от эффективности воспитательного процесса, в чем и заключается его сущность. Задача воспитателя -правильно сориентировать формирование личности, создать для этого необходимые педагогические условия, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностных ориентации человека, в том числе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Причинами возрастания роли воспитания военнослужащих в современных условиях являются:
Во-первых, коренные изменения геополитической и стратегической обстановки в мире, которые характеризуются завершением длительного периода военно-политического противостояния двух мировых систем, распадом организации Варшавского Договора, разрушением единого стратегического пространства бывшего СССР, появлением новых суверенных государств со своими национальными вооруженными силами, выходом России и других бывших союзных республик на международную арену с самостоятельной политикой.
Во-вторых, сложная социально-экономическая и политическая обстановка в стране, непредсказуемость ее дальнейшего развития, идеологическая неразбериха в сознании масс воинов, национальные распри и конфликты в обществе, опошление истории страны и вооруженных сил, патриотических традиций, дискредитация роли армии.
В-третьих, наметившаяся под влиянием внешних и внутренних факторов тенденция к снижению устойчивости морально-психологического состояния войск и сил, ослабление системы духовных и нравственных ценностей в обществе.
В-четвертых, современные войны отличаются тенденцией возрастания решительности, ожесточенности и бескомпромиссности боевых действий, что повлечет невиданное напряжение не только физических, но и духовных, моральных сил личного состава подразделений.
В-пятых, быстрое совершенствование боевой техники, внедрение все более сложных (с точки зрения обслуживания) и грозных (с точки зрения вероятности поражения) систем оружия, которые намного повышают требования к реально существующему моральному духу воинов.
В-шестых, значительное изменение форм и способов боевых действий, повышение их динамизма, резкие изменения боевой обстановки, возрастание вероятности ведения вооруженной борьбы в отрыве от основных сил и другие особенности современного боя, повышающие роль морального фактора.
В-седьмых, возможность использования оружия массового поражения (а тем более его практического применения) окажет на психику масс военнослужащих особенно большое воздействие, что потребует от них проявления невиданной стойкости, выдержки, самообладания и железной воли, чтобы избежать паники и решительно добиваться победы над противником.
В-восьмых, неуклонное возрастание места и роли идейно-психологического противоборства как органического компонента военной борьбы. В современных условиях это противоборство принимает форму относительно самостоятельных психологических операций, проводимых накануне и в интересах общей оперативно-стратегической операции.
В-девятых, новый принцип комплектования Вооруженных Сил РФ, наличие в воинских частях военнослужащих по призыву и проходящих воинскую службу на контрактной основе.
В-десятых, необходимость дальнейшего совершенствования системы воспитания военнослужащих, уточнение содержания ее элементов и др.
Изучение и анализ литературы, обобщение разнообразных определений дают основание сделать вывод, что система воспитания - это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, обладающая интегративными качествами и выполняющая определенные функции по отношению к внешней среде и ее составным частям. В обобщенном виде основные признаки системы можно представить следующим образом:
1. Компонентный состав;
2. Организация и содержание;
3. Структура;
4. Методика;
5. Оценка и учет результатов.
Исходя из проведенного анализа, а также с учетом существующих в общей и военно-педагогической литературе определений под системой воспитания личного состава подразделений, понимается совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, образующих и обеспечивающих единый, целостный и непрерывный процесс формирования и развития военнослужащих, воинских коллективов, качеств и отношений, необходимых для успешного выполнения задач.
К основным закономерностям системы воспитания можно отнести:
- характер и направленность воспитания на всех исторических этапах его развития определяются объективными потребностями общества и его Вооруженных Сил;
- единство организации, содержания, методики системы воспитания;
- воспитание военнослужащих в процессе включения их в различные виды воинской деятельности;
Информация о ообразовании:
Механизмы и проявления дисграфии на основе нарушения языкового анализа и
синтеза у младших школьников
Неоднозначность существующих представлений о дисграфии, ее причинах, механизмах, симптомах связана с расхождением в научных подходах к ее изучению. Существует несколько классификаций детской дисграфии, отражающих различное состояние науки на момент их разработки, а также свидетельствующих о разном ...
Проектирование методики структурирования комбинированных
уроков по экономике для учащихся 11 класса
Критерии отбора методики: 1. Доступность изложения методики с четкими этапами ее выполнения; 2. Наличие в методике критериев оценки изученного материала. Представленные в первой главе методики комбинированных уроков доступны по изложению. Однако, они не предусматривают рассмотрения комбинированных ...
Методика использования стихотворений и рифм для усвоения языкового
материала
Как показывает опыт, учителя часто пренебрегают стихами и рифмовками на уроках английского языка. А в случае их применения обращаются лишь к традиционным произведениям, что вызывает пренебрежительное отношение учащихся. Или же для многих преподавателей вся работа сводится к "прослушиванию" ...