К сожалению, подобные центры не могут заменить семью: дети ощущают дефицит эмоциональных проявлений, отсутствие материнской любви и ласки, что отрицательно сказывается па развитии их психики. Они в большинстве своём изолированы от окружающего общества (доступ детей за пределы центра ограничен).
4.Дома семейного типа (США). Размещение детей вне родного дома разрешалось на срок не более I8 месяцев. По истечении срока должно приниматься решение о том, на какую семью возлагается ответственность растить ребёнка. Если биологическая семья не смогла реабилитироваться, чтобы вернуть ребёнка домой, рекомендовалось поместить его в новую семью. Биологические родители получали широкую поддержку, с тем, чтобы их дети, в конце концов, возвратились в новую семью. Детей стали помещать недалеко от их дома, что дало возможность биологическим родителям чаще и в большей степени участвовать в повседневном жизни ребёнка в доме семейного типа. В результате проведённой работы 75% детей были возвращены домой, а 25% определены в более благоприятную семейную обстановку, при этом предпочтение отдавалось усыновлению.
Таким образом, можно отметить, что существует большое количество альтернативных форм воспитания детей в детских учреждениях, но лишь немногие из них реализуются в пашей стране. Описываемый опыт в Самарской области может послужить хорошим примером для решения этой проблемы. Чтобы максимально компенсировать дефицит родительского участия в судьбе сирот, в Самарской области формируется система их социализации.
В области принят Закон "О государственных минимальных социальных стандартах в Самарской области (29.09.2000 № 11 ГД), который закрепил гарантии прав ребенка-сироты. Он определил уровень развития сети учреждений обслуживания семьи и детей в области, размеры минимальных выплат детям, воспитывающимся в приемных семьях и семьях опекунов. Правовой акт установил систему оздоровления детей, обеспечение жильём детей-сирот по достижении ими совершеннолетия.
Разработан и механизм реализации законов через целевые программы, которые направлены на профилактику социального сиротства, укрепление института приёмной семьи и защиту прав детей. Альтернативные формы воспитания детей-сирот в детских учреждениях.
"Проще защитить детей, уведя их оттуда (из сиротских учреждений) и поместив их в замещающие семьи", о различных типах которых и рассказывает этот номер журнала. "Это и приёмные семьи Новгородской области, и семейный дом "Пчёлка", и усыновительские семьи, как из-за рубежа, так и наши российские". Эти и другие формы замещающих семей стали системой Всероссийской конференции "Сироты России: право ребёнка на семью (2, 6)". На конференции прозвучал призыв зам. Министра образования России Е.Е. Чепурных сделать национальной идеей нашего сегодняшнего общества, способной стимулировать его самовозрождение, именно сохранение семьи, "как основного института позитивной социализации детей". Е.Е. Чепурных отметила, что основным направлением в социальной поли гике государства по улучшению положения детей в РФ является "обеспечение социализации детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, их полноценной реабилитации, в том числе социальной и психологической, успешной интеграции в общество". Выделены приоритетные направления:
- защита прав и интересов детей.
- ослабление негативных последствий сиротства.
- создание новых учреждений, ориентированных па специфические проблемы детей с различными формами средовой дезадаптации.
Отечественная и мировая практика доказывают: "гарантии благополучного будущего ребёнка-сироты в семье значительно выше, чем устроенного в учреждение. Тот же опыт свидетельствует, что воспитание и содержание ребёнка-сироты в семье обходится государству и обществу значительно дешевле, чем в учреждении".
Потеря семьи - тяжелейшая трагедия для ребёнка, которая оставляет глубокий след в его судьбе даже в тех случаях, когда он достаточно быстро обретает новую семью. Воспитание в условиях государственных учреждений, смена учреждении и опекунов ребёнка, позднее усыновление - этапы, травмирующие сироты, затрудняющие или делающие невозможной реализацию его потенциальных возможностей, разрушающие систему его взаимоотношений с окружающим миром. В статье "Психолого-медико-педагогическая поддержка детей-сирот, воспитывающихся в семьях", авторы И. Иовчук. Е. Морозова. А. Щербакова подчёркивается необходимость образовательной работы с детьми-сиротами в государственных учреждениях. Авторы отмечают, что усилия государственных интернатных учреждений в области призрения, воспитания и обучения детей-сирот позже значительно обесцениваются, так как такие дети, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью, испытывают большие трудности, обусловленные инфантилизмом, замедленным самоопределением, незнанием, а возможно и неприятием себя как личности. Также выпускникам интернатов свойственны иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики, трудности в произвольном общении, где требуется умение строить эмоциональные и деловые отношения, перегруженность отрицательным опытом и негативными образцами поведения.
Информация о ообразовании:
Метод игры в развитии устной речи на уроках английского языка в средней
школе
Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно, а порой и неожиданно с ...
Обзор научно-методической литературы по вопросам формирования
произносительных умений и навыков у детей с легкой степенью псевдобульбарной
дизартрии
Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина пишут, что направление и содержание педагогических исследований речевой патологии у детей определяются принципами их анализа, составляющими метод логопедической науки: 1) принципом развития; 2) принципом системного подхода; 3) принципом рассмотрения речевых нарушений во ...
Коммуникативные способности детей с заиканием
Под коммуникативными способностями следует понимать умение человека порождать речевое высказывание, а именно: выделять мотивы высказывания, речевая интенция (желание говорить), понимание коммуникативной задачи, умение выделять ориентиры ситуации и опознавать их, построение и реализация речевой прог ...