Задание 2.Классификация объектов по двум признакам (соотнесение формы и величины).
1.Таблица, расчерченная на квадраты, в вертикальном ряду которой обозначены выпуклые неокрашенные геометрические формы, а в верхнем – постепенно уменьшающиеся по величине круги.
Инструкция: «Посмотри, как делаю я и повтори».
2.Набор геометрических фигур, каждая из которых представлена пятью последовательно изменяющимися величинами в соответствии с образцами.
Инструкция: «Посмотри, как делаю я и повтори».
Оборудование: 5кругов (диаметром от 9 до5см).
7. Исследование вербально-логических форм мышления.
Задание 3.Сравнение и различение понятий.
Инструкция: «Я назову два предмета, а ты скажи, чем они похожи и чем отличаются».
Оборудование: картинки с изображением автобуса и самолета.
Оборудование: стол, картинки с изображением самолета, автобуса.
Задание 4.Классификация предметов.
Инструкция: «Разложи эти карточки на столе – что к чему подходит» (название групп и их количество не указывается).
Оборудование: набор карточек с предметными изображениями, предполагающими категориальную классификацию (игрушки, животные, посуда).
Задание 5. Исключение предметов.
Инструкция: «На каждой карточке изображены 4 предмета. Три из них между собой сходны, их можно назвать одним словом, а четвертый к ним не подходит. Найди этот неподходящий предмет; скажи, почему он не подходит к остальным и как можно назвать остальные три предмета».
Оборудование: набор карточек, на каждой из которых изображено по 4 предмета. Три изображения относятся к одной категории, четвертое – не относится к этой категории.
Задание 6. Установление последовательности событий.
Инструкция: «На картинках одно и то же событие. Нужно разобраться, с чего все началось, что было дальше и чем дело закончилось».
Оборудование: серии сюжетных картинок (от трех до шести картинок в серии).
8. Исследование графических навыков.
Задание 1.
Инструкция: «Задание выполняй по очереди.
1.Проведи прямую линию.
2.Проведи прямую линию слева направо.
3. Проведи прямую линию сверху вниз.
4.Проведи прямую линию короче данной; длинней данной.
5.Соедини точки между собой.
6.Нарисуй волнистую, ломаную линии.
7.Нарисуй геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.
8. Нарисуй неотрывной линией «заборчик», «елочку».
Критерии оценки, используемых для всех видов заданий.
1.Задание выполняется самостоятельно правильно - 5 баллов.
2.Задание выполняется правильно, но в замедленном темпе, отмечаются лишь единые ошибки, которые исправляет самостоятельно - 4 балла.
3.Задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы - 3 балла.
4.Для выполнения задания требуется помощь взрослого - 2 балла.
5.Задание не выполняется даже после обучающего эксперимента - 1 балл.
Второй блок заданий был направлен на изучение уровня сформированности письменной речи.
Цель эксперимента: изучить уровень сформированности письменной речи в следующих видах письменных работ:
- диктант – выявить особенности операциональной стороны письменной речи;
- изложение – выявить наличие аграмматизма письменной речи и оценить их параметры.
Текст для диктанта.
Зима.
Трещали морозы. Иней запушил деревья. На ели и сосне лежат пушистые шапки снега. Мороз затянул пруд льдом. Мягкий белый ковер покрыл холодную землю. На краю деревни школьники сделали горку. Весело кататься малышам с горки на санках.
Оценка: 5 баллов – записано правильно, ошибок не допущено; 4 балла – записано правильно, встречаются единичные аграмматизмы; 3 балла – отдельные предложения записаны неверно, пропущены слова, допущены орфографические ошибки; 2 балла – грубые аграмматизмы; 1 балл – отказ от выполнения задания.
Текст для изложения.
Наступила ранняя весна. Солнце светит ярко. Небо стало голубое. С крыши начинает капать капель. На деревьях набухают почки. Снег начал таять и потекли веселые ручейки. Хорошо весной после долгой, холодной зимы.
План изложения:
1) Время года.
2) Солнце.
3) Небо.
4) Почки.
5) Ручьи.
Оценка: 5 баллов – правильно передал содержание, допустил при этом 2 ошибки; 4 балла – наблюдаются неточности в содержании и имеется более 4 – 6 орфографических ошибок; 3 балла – в значительной степени отступил от авторского текста, имеет более 8 орфографических ошибок, работа выполнена с помощью; 2 балла – прослеживается нарушение последовательности, пропуски эпизодов, множественные орфографические ошибки, работу выполнял с помощью; 1 балл – отказался от выполнения работы.
Анализ результатов выполнения заданий первого блока эксперимента.
Сводные результаты выполнения детьми заданий, направленных на выявление уровня сформированности функционального базиса письма, представлены в таблице.
Задания ,Имя ребенка |
Зрительный гнозис |
Слуховой гнозис |
Пространственное восприятие |
Конструктивный праксис |
Движения и действия |
память |
мышление |
Графические навыки |
Средний балл |
1. Алина Г. |
4.75 |
3 |
3,5 |
4,3 |
3,25 |
3 |
1,33 |
3 |
4,2 |
2. Алеша Х. |
5 |
5 |
5 |
4,6 |
4 |
4 |
1,83 |
4 |
4,2 |
3. Алена К. |
3,75 |
2 |
2,5 |
3 |
2,25 |
1 |
0,83 |
2 |
3 |
4.Анастасия Ш. |
4.75 |
4 |
4,5 |
4 |
4 |
3 |
1,5 |
3 |
3,4 |
5. Максим М. |
5 |
3 |
4 |
4 |
3,75 |
2 |
1,5 |
3 |
3,5 |
6. Сергей Д. |
3 |
2 |
2 |
2 |
5 |
1 |
0,83 |
2 |
2 |
7. Николай С. |
3,75 |
2 |
3 |
3 |
3,25 |
2 |
1,33 |
2 |
3 |
Информация о ообразовании:
Планирование коррекционной работы для обследуемых детей
дизартрия произносительный фонематический коррекционный Коррекционная работа должна строиться на индивидуальных и личностных особенностях, учитывая возможности ребенка. Таблица №7 Рекомендации по коррекционной работе для Лизы Моторная сфера Звукопроизношение Развитие общей моторики, зрительно – про ...
Теоретические обоснования методики коррекционно–логопедической работы
Анализ данных констатирующего эксперимента подтвердил, что у учащихся с нарушением интеллекта не сформирована психологическая база речи. Речевые нарушения носят системный характер (недоразвиты все компоненты устной речи, касающиеся фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон); отмечаются ...
Образование и ценности
Что такое ценности? Существует два основных понятия: 1) все то, что имеет значимый характер – все результаты и продукты духовной деятельности; 2) духовные образования – идеология, цели, представления о должном, прекрасном и истинном. В современной культуре также существует понятие приоритетных, общ ...