Существует ряд критерий оценки семинарского занятия, по которым можно определить продуктивность проведенного мероприятия.
Критерии оценки содержания семинарского занятия:
соответствие рабочей программе дисциплины;
качество плана семинарского занятия (план полный, детальный, перегруженный);
отчетливость постановки цели семинарского занятия;
обсуждение дискуссионных вопросов;
рассмотрение обсуждаемых вопросов с позиций современных достижений науки, техники и культуры;
раскрытие органического единства теории и практики;
профессиональная направленность семинарского занятия, связь обсуждаемого материала с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью;
соотношение семинарского занятия с содержанием учебника (рассматривается материал, которого нет в учебнике; материал, изложенный частично, материал, изложенный полностью, и т. п.);
реализация в содержании семинарского занятия внутридисциплинарных и междисциплинарных связей.
Критерии оценки методики проведения семинарского занятия:
обоснованность и правильность выбора используемой формы проведения семинара;
логическая последовательность построения семинара;
использование методов активизации мышления студентов;
использование приемов закрепления полученной информации;
использование эффективных методов контроля хода обсуждения и результатов выполнения студентами заданий семинарского занятия;
использование технических средств обучения и наглядных пособий.
Критерии оценки организации семинарских занятий:
соответствие продолжительности (количества часов) семинарского занятия рабочей программе и тематическому плану;
наличие плана семинарского занятия;
четкость начала семинарского занятия (отсутствие задержки во времени, вход преподавателя в аудиторию и т.п.);
четкость окончания семинара (завершение семинара, время окончания, соблюдение установленной продолжительности занятия семинара по отношению к звонку и т.п.);
соблюдение регламентированных перерывов;
посещаемость семинара студентами;
дисциплина на семинарском занятии;
подготовка студентов к семинарскому занятию;
рациональность распределения времени на семинарском занятии;
наличие необходимого количества сборников планов семинарских занятий и других учебных изданий, обеспечивающих самостоятельную работу студентов при подготовке к семинару;
соответствие аудитории, в которой проводится семинарское занятие, существующим нормам и требованиям (достаточная вместимость, возможность использования технических средств, оформление и т. п.);
наличие необходимых средств наглядности и технических средств.
Критерии оценки руководства работой студентов на семинарском занятии:
осуществление контроля подготовки студентами конспектов, таблиц, схем и других материалов, отражающих результаты самостоятельной работы с литературой до семинара и в ходе его проведения;
мобилизация, организация и активизация деятельности студентов в ходе вступительного слова;
побуждение студентов к высказыванию, выступлению, анализ выступлений и замечаний, сделанных по ходу семинарского занятия;
микровведение и микрозаключение до и после каждого вопроса семинара;
подведение итогов, корректировка недостатков, оценка работы студентов, советы по улучшению подготовки студентов, ответы на вопросы студентов в ходе заключительного слова;
согласование рассматриваемого на семинарском занятии материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов;
управление группой: способность устанавливать контакт со студентами (преподаватель взаимодействует со всеми студентами, опирается в работе на нескольких студентов, оставляя пассивными других, и т.п.);
постановка задания к следующему семинарскому занятию.
Изучив методику организации и проведения семинарского занятия в высшей школе мы пришли к выводу о том, что:
Слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» - рассадник и связано с функциями «посева» знаний, передаваемых от учителя к ученикам и «прорастающих» в сознании учеников.
Семинар - это такая форма организации обучения, при которой на этапе подготовки доминирует самостоятельная работа учащихся с учебной литературой и другими дидактическими средствами над серией вопросов, проблем и задач, а в процессе семинара идут активное обсуждение, дискуссии и выступления учащихся, где они под руководством учителя делают обобщающие выводы и заключения.
Существует ряд форм семинарского занятия, такие как: развернутая беседа, обсуждение докладов и рефератов, семинар-диспут, семинар – пресс-конференция, комментированное чтение, упражнения на самостоятельность мышления, письменная (контрольная) работа, семинар-коллоквиум и другие.
Информация о ообразовании:
Дидактическая игра как метод обучения
Н.А. Виноградова отметила, что вследствие возрастных особенностей детей дошкольного возраста в целях их обучения следует широко использовать дидактические игры, настольно-печатные игры, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценирования), словесные и игровые приемы, дидактический матери ...
Факторы развития художественно-творческих способностей
Для развития художественного творчества необходимы определённые условия: а) опыт художественных впечатлений образов искусства; б) некоторые знания, умения в области разных видов художественной деятельности; в) система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать но ...
Тематический план
Тематический план – является частью учебной программы. Учебная программа - это документ, в котором дается характеристика содержания изучаемого материала по годам обучения и разделам (темам). Тематический план состоит из разделов, в которые входят темы. Тематический план распределяет часы по раздела ...