Ориентируясь на перечисленные профессиональные компетенции учителя была составлена следующая профессиограмма выпускника педагогического колледжа. Предлагаемая нами профессиограмма включает в себя пять блоков.
I. Психолого-педагогические умения.
1. Читать и анализировать специальную психолого-педагогическую литературу.
2. Самостоятельно анализировать педагогические явления.
3. Анализировать передовой педагогический опыт.
4. Проводить самоанализ.
5. Проявлять эмпатию к учащимся.
6. Организовать себя, управлять своим состоянием.
II. Профессионально-личностные качества.
1. Потребность в самопознании.
2. Самостоятельность.
3. Трудолюбие и прилежание.
4. Самокритичность.
5. Дисциплинированность.
6. Культура поведения и общения.
III. Частно-методические умения.
1. Планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по специальности.
2. Стимулировать и организовывать разные формы внеклассной воспитательной работы.
3. Анализировать уроки и внеклассные мероприятия.
4. Оценивать действия школьников и свою работу.
5. Разрабатывать дидактический материал к урокам и занятиям.
6. Мобилизовать учащихся на познавательную деятельность.
IV. Коммуникативно-организаторские умения.
1. Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учениками, группами, ученическими коллективами.
2. Создавать благоприятный микроклимат, располагать к себе учеников
3. Регулировать внутри коллективные отношения школьников.
4. Ориентироваться в изменившихся условиях, перестраивать свое поведение.
5. Уметь декламировать, петь, танцевать, поддерживать беседу.
V. Исследовательские умения.
1. Выявлять проблему, определять объект, предмет, цель, задачи, методы исследования.
2. Подбирать и применять методы и методики изучения личности коллектива.
3. Иметь представления об инновационных технологиях по своей специальности.
4. Организовать эксперимент
5. Обобщать, описывать, литературно оформлять результаты исследований.
Профессиограмма может использоваться студентами выпускных групп в качестве схемы для самонаблюдения и самоанализа в период преддипломной практики. Представленная в форме опросного листа профессиограмма может использоваться как форма анкетирования.
А С Макаренко во вступительном слове к "Книге для родителей" написал "Умение воспитывать - это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины, быть хорошим фрезеровщиком или токарем".
Если идти от функционального принципа, т е от тех действий функций, которые должен выполнять педагог, то можно перечислить функции учителя Так, одними из первых (в 1971 году) выделили восемь функций учителя в школе А И Щербаков, Н А Рыков Им принадлежит следующая классификация функций учителя:
информационная (учитель транслирует ту или иную информацию);
развивающая (развивает мышление, воображение, те или иные умения, речь и т.д.);
ориентирующая (ориентирует в многообразии информации, нравственных ценностях);
мобилизационная (мобилизует на выполнение упражнений, заданий, дел);
конструирующая (конструирует урок, внеклассное дело, разноуровневые задания, самостоятельные работы, общение и многое другое),
коммуникативная (функция общения с родителями, другими учителями, администрацией, психологами, валеологами и пр.);
организационная (организует учащихся, других учителей, родителей, самого себя, а также организует уроки, внеклассные дела, которые проводит);
исследовательская (умеет исследовать как отдельную личность, группу учащихся - коллектив, так и обученность и воспитанность учащихся и т д).
Упоминание последней функции, с нашей точки зрения, позволяет говорить о функциях не только учителя, но и педагога - в широком смысле слова
В учебниках педагогики прошлых лет авторы выделяют функции воспитателя, классного руководителя:
организационную (организует все воспитательные влияния и взаимодействия в коллективах, в том числе в виде воспитательных дел - экскурсии, поездки, собрания, классные часы, анкетирование как исследование и т.д.);
Информация о ообразовании:
Как выполнить лабораторную работу
Однако не следует забывать, что на экзаменах вам могут достаться вопросы по теме лабораторных занятий. Многие экзаменационные билеты содержат задания по анализу или интерпретации данных теми же приемами, которые вы использовали, обрабатывая результаты лабораторных работ. Старайтесь готовиться к лаб ...
Проблема формирования у младших школьников потребностей в здоровом образе
жизни в психолого-педагогической литературе
Одновременно с такими значимыми для человека понятиями, как "жизнь" и "смерть", в далёкой древности сформировалось и понятие "здоровье". Вначале оно соотносилось в основном с физическим состоянием человека: здоровый человек – значит, не больной человек. На образование, ...
Программы дополнительного образования, наиболее востребованные детьми и
родителями
В 2007-2008 учебном году в школе функционируют 1 танцевальный коллектив, 4 студии, 5 спортивных секций, 15 клубов и 28 кружков с охватом учащихся 186%, позволяющие школьникам удовлетворить свои интересы и потребности в спорте и хореографии, в музыке и живописи, в науке и технике. План дополнительно ...