В настоящее время культурно-образовательная деятельность - одно из ведущих направлений музейной работы, прежде всего она ориентирована на школьную аудиторию. Но, тем не менее, нельзя отрицать тот факт, что музеи находятся в постоянном взаимодействии не только с общеобразовательными, но и высшими учебными заведениями.
Студенты направляются на практику в музеи города и области, выполняют курсовые работы по музейной и краеведческой тематике, вместе с сотрудниками музеев осуществляют экспедиционную работу.
Музеи также используются студентами в качестве дополнительного источника знаний. Они посещают экскурсии, лекции, семинары, проводимые музеем; знакомятся с основными и научно-вспомогательными фондами; пользуются музейной библиотекой.
Кроме практического использования музейного материала посещение музеев, музейных экскурсий и бесед находит отражение и в духовном воспитании, а именно в "формировании у студенческой молодежи исторического сознания, приобщения ее к духовным ценностям и культурным традициям России", что является немаловажным для воспитания современной молодежи.
На основе изучения опыта и практики взаимодействия ВУЗов и музеев сформулированы задачи музейной педагогики применительно к работе музея со студенческой аудиторией:
1. Развитие лучших гражданских качеств будущих специалистов через активизацию их эмоционально-познавательной сферы, включение в творческую деятельность. Решение этой задачи предполагает создание условий, при которых будущий специалист способен активно взаимодействовать с предметами материального и духовного мира прошлого, соотносить их с современной жизнью, своей будущей профессиональной деятельностью.
2. Формирование черт национального самосознания студентов.
3. Сохранение национальных, народных, семейных традиций. Это является первым шагом в формировании патриотизма, стремлении к изучению своих корней, сохранении традиций, передаче их своим потомкам.
Реализация взаимодействия музеев и ВУЗов осуществляется не только с целью привлечения студентов в музейно-педагогический процесс, но и преподавателей. Для педагогов сотрудники музеев организуют и проводят методические занятия, семинары, знакомят их с тематикой музейных уроков-экскурсий. Известна практика разработки совместных музейно-педагогических программ для реализации их как в стенах самого ВУЗа, так и музея.
В качестве примера можно рассмотреть сотрудничество Областного краеведческого музея г. Кемерово с Кемеровским государственным университетом культуры и искусств. Студенты специализации "Социальная культурная деятельность" во время прохождения практики разработали и провели цикловые театрализованные программы и праздники "Как учился Филлипок", "Бабушкин сундук", "Ульгень приглашает друзей" (по шорской и телеутской бытовой культуре), "Слобода ремесел", "Приключения доисторического мальчика". Материалом для разработки данных программ послужили экспозиции и фонды краеведческого музея, а также экскурсии, проводимые его сотрудниками.
Также примером может послужить многолетнее сотрудничество музея-заповедника "Томская Писаница" с Кемеровским государственным университетом, Областным художественным училищем и Кемеровским государственным университетом культуры и искусств. Студенты всех вышеперечисленных учебных заведений ежегодно проходят практику на базе музея-заповедника. Кроме того, студенты и педагоги Областного художественного училища организуют на территории музея-заповедника выставки собственных работ, написанных по мотивам музейных экспозиций. Так в августе 2007 г. были открыты несколько выставок, объединившиеся под названием "Фестиваль современного искусства". В структурную организацию фестиваля вошла и музейно-педагогическая деятельность. Она выразилась в демонстрации студентами нательной живописи по мотивам рисунков "писаных" скал, походившей на основе театрализованного представления.
Информация о ообразовании:
Профессиональная компетентность преподавателя иностранного языка в ДОУ
На основе вышеизложенного мы подходим к содержательному наполнению структуры профессиональной компетентности. В предыдущих разделах была определена принципиальная структура и содержание профессиональной компетентности. Также проанализированы основные подходы к выделению психолого - педагогических х ...
Билингвальное обучение как один из инновационных методов обучения
В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: п ...
Методы интерактивного обучения
Классифицировать интерактивные методы можно по их ведущей функции в педагогическом взаимодействии на методы: создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации; организации обмена деятельностями; организации мыследеятельности; организации смыслотворчества; организации рефлексивной деятельно ...