Музейная педагогика в системе высшего профессионального образования

Подробно о педагогике » Современная концепция музейной педагогики » Музейная педагогика в системе высшего профессионального образования

Страница 1

В настоящее время культурно-образовательная деятельность - одно из ведущих направлений музейной работы, прежде всего она ориентирована на школьную аудиторию. Но, тем не менее, нельзя отрицать тот факт, что музеи находятся в постоянном взаимодействии не только с общеобразовательными, но и высшими учебными заведениями.

Студенты направляются на практику в музеи города и области, выполняют курсовые работы по музейной и краеведческой тематике, вместе с сотрудниками музеев осуществляют экспедиционную работу.

Музеи также используются студентами в качестве дополнительного источника знаний. Они посещают экскурсии, лекции, семинары, проводимые музеем; знакомятся с основными и научно-вспомогательными фондами; пользуются музейной библиотекой.

Кроме практического использования музейного материала посещение музеев, музейных экскурсий и бесед находит отражение и в духовном воспитании, а именно в "формировании у студенческой молодежи исторического сознания, приобщения ее к духовным ценностям и культурным традициям России", что является немаловажным для воспитания современной молодежи.

На основе изучения опыта и практики взаимодействия ВУЗов и музеев сформулированы задачи музейной педагогики применительно к работе музея со студенческой аудиторией:

1. Развитие лучших гражданских качеств будущих специалистов через активизацию их эмоционально-познавательной сферы, включение в творческую деятельность. Решение этой задачи предполагает создание условий, при которых будущий специалист способен активно взаимодействовать с предметами материального и духовного мира прошлого, соотносить их с современной жизнью, своей будущей профессиональной деятельностью.

2. Формирование черт национального самосознания студентов.

3. Сохранение национальных, народных, семейных традиций. Это является первым шагом в формировании патриотизма, стремлении к изучению своих корней, сохранении традиций, передаче их своим потомкам.

Реализация взаимодействия музеев и ВУЗов осуществляется не только с целью привлечения студентов в музейно-педагогический процесс, но и преподавателей. Для педагогов сотрудники музеев организуют и проводят методические занятия, семинары, знакомят их с тематикой музейных уроков-экскурсий. Известна практика разработки совместных музейно-педагогических программ для реализации их как в стенах самого ВУЗа, так и музея.

В качестве примера можно рассмотреть сотрудничество Областного краеведческого музея г. Кемерово с Кемеровским государственным университетом культуры и искусств. Студенты специализации "Социальная культурная деятельность" во время прохождения практики разработали и провели цикловые театрализованные программы и праздники "Как учился Филлипок", "Бабушкин сундук", "Ульгень приглашает друзей" (по шорской и телеутской бытовой культуре), "Слобода ремесел", "Приключения доисторического мальчика". Материалом для разработки данных программ послужили экспозиции и фонды краеведческого музея, а также экскурсии, проводимые его сотрудниками.

Также примером может послужить многолетнее сотрудничество музея-заповедника "Томская Писаница" с Кемеровским государственным университетом, Областным художественным училищем и Кемеровским государственным университетом культуры и искусств. Студенты всех вышеперечисленных учебных заведений ежегодно проходят практику на базе музея-заповедника. Кроме того, студенты и педагоги Областного художественного училища организуют на территории музея-заповедника выставки собственных работ, написанных по мотивам музейных экспозиций. Так в августе 2007 г. были открыты несколько выставок, объединившиеся под названием "Фестиваль современного искусства". В структурную организацию фестиваля вошла и музейно-педагогическая деятельность. Она выразилась в демонстрации студентами нательной живописи по мотивам рисунков "писаных" скал, походившей на основе театрализованного представления.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Новые подходы в сфере управления: управление социальными изменениями
В последнее время в обсуждение управленческой деятельности стало включать в себя обсуждения «политической деятельности» как особой сферы, в которой формируются условия и задаются границы и рамки для управленческой деятельности. Как отмечает Г.П. Щедровицкий, политика является механизмом запуска и р ...

Природа как средство эстетического восприятия в младшем школьном возрасте
Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы - этого самого естественного источника красоты. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель. Природа лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и ...

Особенности взаимодействия школы и семьи в преодолении склонности подростков к бродяжничеству
Проблема профилактики бродяжничества и беспризорности детей решалась нами в системе организации работы в школе и в семье подростка, находящегося в данной группе риска. О таких подростках, в современной школе, говорят, как о трудных. В этой связи работа с трудным подростком должна быть направлена на ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru