Особое значение имеет формирование благоприятного психологического климата в коллективе, способствующего творческой деятельности педагогов и психологов. Характеристиками такого климата являются: эмоционально-психологический настрой; стимулирование включения в творческую деятельность; создание условий результативной деятельности; учет интересов педагогов.
Чернявская А. П. выделяет 4 правила, выполнение которых способствует созданию эмоционально-психологического настроя в ходе работы:
1. Отношения в коллективе должны строиться как совместная творческая деятельность, при этом следует развивать демократические, диалоговые, вариативные методы общения;
2. Совместную творческую деятельность в коллективе должна пронизывать идея преодоления трудностей и достижения цели;
3. Должна быть реализована идея свободного выбора форм, направлений, видов деятельности, которая формирует мотивационную сферу, развивает творческое мышление, стремление к самостоятельным действиям, критическому оцениванию своих возможностей;
4. Необходим стремиться к достижению абсолютного признания достоинства каждой личности, ее права на выбор, самостоятельную профессиональную деятельность, творчество, творческое взаимовлияние личностей.
У специалиста, включившегося в такой творческий процесс, возникает и развивается стремление к свободному самовыражению, к проявлению и развитию своих творческих способностей. Это оказывает стимулирующее влияние на процесс формирования индивидуального стиля деятельности.
Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу, направленную на изучение данной проблемы, мы проделали следующую работу:
Выделили определение понятия «индивидуальный стильпедагогической деятельности». Это система излюбленных приемов, определенный склад мышления, манера общения, способы предъявления требований, неразрывно связанные с системой взглядов и убеждений.
Выявили четыре подструктуры личности (биологически обусловленные особенности, формы отражения, опыт, направленность), лежащие в основе формирования индивидуального стиля деятельности.
Рассмотрели существующие классификации индивидуальных стилей педагогической деятельности:
- По мнению И. Ф. Демидовой выделяются эмоционально- импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе- импровизационный, Рассуждающе-методичный стили педагогической деятельности.
- По мнению А. К. Марковой выделяются авторитарный, демократический и либерально-попустительский стили.
Установили, что при формировании индивидуального стиля деятельности учителя используют опыт других педагогов, творчески разрабатывая его и включая в систему работы с учетом педагогической индивидуальности.
Вопрос о том, способствует ли использование чужого опыта при формировании индивидуального стиля педагогической деятельности достижению успеха в работе педагога, рассматривается в следующей главе.
Информация о ообразовании:
Цели и задачи физического воспитания детей
дошкольного возраста
Во всей учебно-воспитательной работе в дошкольном учреждении, в том числе в области физического воспитания педагогу принадлежит первостепенная роль. Именно под его влиянием, благодаря его вдохновению и знаниям в области физической культуры у детей формируется интерес к физическим упражнениям. Образ ...
Общая характеристика подросткового детства
Это период развития (11-15 лет), для которого характерны: - доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, эмоционально-комфортных потребностей. Однако к концу периода появляется возможность самостоятельно удовлетворять часть материальных потребностей; - решающая роль школы в удовлетворении ...
Формирование основ экономического воспитания
Исследования в отечественной науке последних лет (А.Д. Шатова) свидетельствуют, что трудовое воспитание служит фундаментом для формирования основ экономического воспитания. Об экономическом воспитании дошкольников в прежние времена речи не было. И лишь в последнее десятилетие встал вопрос о том, чт ...