Не будем анализировать субъективные причины уменьшения количества часов, выделяемых на математику, такие, как внутривузовская борьба за перераспределение часов в пользу специальных дисциплин, нежелание самих кафедр высшей математики искать и предлагать современные курсы и новые формы обучения и т.п. Это явления безусловно негативные и им нужно активно противостоять.
Постараемся выявить объективные причины обсуждаемой тенденции и найти стимулируемые ими пути совершенствования математического образования.
Годы "холодной войны" и гонки вооружений привели к тому, что система образования оказалась нацелена на подготовку неоправданно большого количества специалистов для ВПК. Многолетняя ориентация на сугубо технократический аспект образования, относительно большое количество часов на математику и физику, отсутствие необходимости доказывать состоятельность программ по этим дисциплинам привели к застою и девальвации математического, естественно-научного и инженерного образования в глазах стремительно меняющегося общества. Надо отметить, что эти проблемы давно уже беспокоят наших западных коллег. Например, анализу подобных тенденций и совершенствованию математического образования в новых условиях были посвящены многие выступления на Конгрессе по математическому образованию еще в 1992 году.
Безусловным велением времени является расширение гуманитарной составляющей любого образования. Адекватным ответом было бы включение в традиционные программы по математике, физике, химии, биологии сведения по истории и методологии науки, экологии, безопасности жизнедеятельности и т.п. Поскольку этого не было сделано, в учебных планах появились новые дисциплины: экология, ОБЖ, основы права, культурология и другие. Это повлекло за собой уменьшение объема математики и естественно-научных дисциплин в структуре общего и профессионального образования.
Появление ЭВМ должно было побудить математические кафедры уделить большее внимание использованию численных методов и алгоритмов при изучении традиционных разделов. Такие попытки предпринимались, но натолкнулись на упорное сопротивление большинства преподавателей. В результате появились новые дисциплины "Численные методы” и "Применение ЭВМ в инженерных и технических расчетах” и, как следствие, новые кафедры. Математики потеряли часы и штатные единицы.
И хотя эти дисциплины постепенно исчезли из учебных планов, вернуть утраченные позиции не удалось.
Появление новых информационных технологий, их стремительное совершенствование и распространение, привело к осознанию новых задач образования таких, как информатизация образования, компьютерная грамотность и информационная культура. В авангарде этого процесса были математики: академики А.П. Ершов, А.А. Самарский, С.В. Емельянов и др. В школах и вузах появилась новая дисциплина "Информатика”. И вновь сопротивление преподавателей математики привело к тому, что математики все больше оттеснялись на обочину процесса, а кафедры информатики комплектовались из преподавателей вычислительной техники и других специальных дисциплин.
Переход на двухступенчатую систему подготовки специалистов совершался вопреки духу принятых в начале 90-х годов решений. Вместо усиления роли математики и фундаментальных наук в базовом образовании на младшие курсы переместились специальные дисциплины, еще больше потеснив математику и, особенно, физику. Правда, появилась магистратура, а с ней и ценнейшая возможность познакомить студентов с достижениями современной математики и возможностями ее применения в инженерном творчестве. Порядком износившийся термин "прикладная направленность” мог бы наполниться новым содержанием. Однако математика не заняла достойное место в системе подготовки магистров. Еще одной причиной уменьшения количества часов на математику явилось перераспределение учебной нагрузки в пользу самостоятельной работы студентов, поскольку надлежащая организация и контроль такой работы не были предусмотрены учебными планами большинства вузов. В передовых вузах были внедрены курсовые работы по математике, открывавшие новые возможности для совершенствования математического образования. Однако курсовые работы не вызвали должного интереса на кафедрах математики и в новых учебных планах их нет.
Наконец, все более широкая компьютеризация влечет за собой стремительное уменьшение потребности в практических навыках: сейчас нажатием нескольких клавиш компьютера можно решить такую задачу, с которой раньше мог справиться только хорошо подготовленный студент или специалист.
Не случайно уменьшение количества часов, выделяемых на математику, сопровождается рекомендациями использовать компьютеры и увеличить долю самостоятельных занятий. К сожалению, в настоящее время, такие рекомендации являются, мягко говоря, лукавством, так как не отвечают реальной ситуации по следующим причинам.
Во-первых, отсутствует программное и учебно-методическое обеспечение, позволяющее действительно эффективно использовать компьютеры в математическом образовании. Кроме того, на вступительных экзаменах не проверяется уровень компьютерной грамотности абитуриентов, а наши выборочные проверки студентов 1-го курса показали, что он удручающе низок. Вузовский курс информатики не исправляет эту ситуацию, поскольку он читается параллельно с курсом высшей математики, да и поставлен он во многих вузах не в соответствии с примерной программой. Поэтому на первом курсе рассчитывать на интенсивное использование компьютеров пока не приходится.
Информация о ообразовании:
Виды современных организационных форм обучения
В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные (И.М.Чередов). При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего ...
Сущность понятия дифференциации
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих её индивидуальность. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Учет в обучении индивидуальных особенностей учащихся является важной психолого-педагогической задачей. В психологии и педагог ...
Основные направления в решении задач социально-педагогической адаптации
детей с синдромом раннего детского аутизма в зарубежной практике
В настоящее время существует несколько динамически развивающихся научных систем, определяющих развитие коррекционных подходов к синдрому раннего детского аутизма. Общим для современных исследователей является признание биологической основы происхождения синдрома. 990). В настоящее время существует ...