духовный музыка школьник нравственный
В рамках общеобразовательной школы одним из средств, способствующих формированию и развитию у учащихся качеств духовно-нравственного порядка, является музыкальное искусство, поскольку оно отражает мир целостно, в единстве истины, добра и красоты, и направлено на познание, прежде всего внутреннего мира человека, его идеалов, жизненных ориентиров и ценностей.
Кто осмелится отрицать великое значение музыкального искусства в жизни учащихся? Но признаемся, что в школе до настоящего приобщения к музыке дело еще не дошло. Известно, что конечная цель музыкального воспитания мыслится в сфере общего развития школьника, прежде всего в области морали, нравственного совершенствования. Музыкальное искусство выступает перед школьником-подростком в роли проводника определенных идей и идеалов. Вот почему недооценка художественного и, в частности, музыкального образования неизбежно оборачивается для школы недооценкой нравственного, гуманистического начала в воспитании.
Действительно, что такое музыка? Музыка – одна из самых сильных и ярких средств воспитания человека. Чем больше мы вдумываемся в сущность музыки, тем больше убеждаемся в том, что она и есть сама жизнь. А разве жизнь не есть постоянное движение, которое мы наблюдаем и в музыке? Все вокруг нас звучит, поет в природе – в песнях птиц, в воздухе, в шуме водопада, в разговорной речи и в возгласах людей, в их смехе и плаче.
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкальные центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечнососудистой системы. Музыкой изменяли развитие клеток: ускоряли рост одних, замедляли рост других.
Для того чтобы понимание высоких образцов музыкального творчества стало доступно человеку, он должен получить музыкальное воспитание – правильную планомерную подготовку к ее постижению. И чем раньше этот процесс познания пойдет у человека, тем больших результатов можно добиться. Поэтому очень важно, чтобы встреча с музыкой у человека состоялась как можно раньше.
Возвышенная музыка, в отличие от пустой и развлекательной, не предполагает ли обязательного отвращения от суеты, от «многопопечительности житейской» и, следовательно, некоторой собранности и строгости духа, при растворенности сердца любовью? И что составляет подлинное величие, например, музыки Баха? Уместна ли в ее исполнении напыщенность, натужливое, преувеличенно-плотное легато и нетерпеливо-страстное вибрато (напомним, что вибрато в такой функции ввел только Паганини, а XVIII век знал вибрато лишь как украшение на предкаденционном звуке)? Или подлинное величие состоит в смиренном забвении себя пред лицом истины и красоты?
Музыка – тайно или явно содержит в себе широчайший круг духовных ориентиров, соответственно в ее средствах запечатлены связи с жанрами, развивавшимися в церковной и светской музыке разных веков. На этом основании выстроен развернутый художественный мир, глубокое размышление о жизни. За ними – душа размышляющего «я» музыки, а в ее глубине несомненное, неколебимое благородство.
Каждая эпоха имеет свои приемы построения художественного мира произведения и способов представления в нем человека с его эмоциями и чувствами. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского оказывали огромное влияние на эмоциональное самочувствие человека, активизировали энергетические процессы организма и направляли их на физическое оздоровление.
Информация о ообразовании:
Принципы построения урока хореографии
Построение урока определяется 4 условиями: • соразмерностью отдельных частей урока; • подбором упражнений и последовательностью выполнения; • чередованием нагрузки и отдыха; • составлением учебных комбинаций на уроке. В зависимости от педагогических задач длительность и соразмерность частей урока х ...
Содержание профессиональной компетентности
Существует несколько подходов к определению содержания профессиональной компетентности. Управленческий подход в деятельности педагога рассматривается через управленческий цикл его деятельности и этапы решения педагогических задач; позднее, в логике этого направления выделяется задачный подход (анал ...
Особенности внимания детей дошкольного возраста
Внимание формируются у детей постепенно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Наиболее простым и генетически исходным видом внимания является непроизвольное внимание, которое имеет пассивный характер, так как определяется внешними по отношению к целям деятельности событиями и предметами. И имен ...