Задачи и значение работы по развитию восприятия речи на слух слабослышащими детьми

Подробно о педагогике » Система работы по развитию слухового восприятия у слабослышащих старшеклассников на индивидуальных занятиях » Задачи и значение работы по развитию восприятия речи на слух слабослышащими детьми

Страница 1

Развитие слухового восприятия слабослышащих учащихся – чрезвычайно важная задача современной школы, так как от ее решения в значительной мере зависит эффективность их обучения и воспитания, социальная реабилитация. В школе для слабослышащих детей работа по развитию слухового восприятия проводится в двух направлениях: во-первых, дети учатся воспринимать на слух речь, во-вторых, неречевые звучания, разные шумы. Осуществляют эту работу учителя, воспитатели и другие работники школы, а также родители при оказании им школой методической помощи.

Основной целью является формирование навыков, способных служить прочной основой слухозрительной базы совершенствования всех сторон устной речи слабослышащих, в том числе навыков ее восприятия. При достижении этой цели станет возможным более полное преодоление последствий тугоухости, что, в свою очередь, будет способствовать социальной реабилитации слабослышащих.

Развитие слухового восприятия речи происходит при реализации слуховых резервов учащихся. О развитии речевого слуха можно судить по повышению уровня разборчивости речи, то есть умения учащихся правильно воспринимать на слух предъявляемый речевой материал (фразы, слова), и увеличению оптимального для восприятия речи на слух расстоянии.

Задачей специалистов-сурдопедагогов является достижение высокого уровня разборчивости речи, а также оптимального расстояния, необходимого для свободного восприятия устной информации и общения (с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них). Свидетельством развития речевого слуха является также постепенно формирующееся умение ребенка воспринимать все более сложный (по объему, по смыслу) речевой материал в различных условиях: при естественном звучании речи (разговорной громкости и шепотом), а затем – в записи, в «подсказывающей ситуации» и вне ситуации, в условиях изоляции от шумов и приближающихся к естественным. Об уровне развития речевого слуха говорит и уменьшение количества предъявлений конкретной речевой единицы, необходимого для правильного восприятия слабослышащими и другое.

Формирование этих умений зависит от разного состояния слуха и уровня речевого развития, а также от других индивидуальных особенностей. На основе, развивающейся в процессе специальной работы слуховой функции слабослышащий должен научиться воспринимать на слух образец речи учителя, и, подражая ему, правильно этот образец воспроизвести. Ему также необходимо научиться контролировать на основе слуха свое произношение.

Задачей работы по развитию восприятия речи на слух является формирование умений и навыков воспринимать речевой материал, как с помощью звукоусиливающей аппаратуры разного типа, так и без нее. При этом на основе развивающейся слуховой функции у детей формируются прочные навыки слухозрительного восприятия устной речи окружающих, что, в свою очередь, оказывает благотворное воздействие на их речевое развитие. Повышается качество произносительной стороны устной речи, которая становится у слабослышащих значительно более внятной и выразительной. В результате ребенок может достаточно свободно общаться с окружающими при помощи устной речи. Все это позитивно воздействует на формирование его личности.

Работа по развитию слухового восприятия осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса (на специальных занятиях, общеобразовательных уроках), а также во внеурочное и внешкольное время, в том числе в период пребывания школьника в семье.

В процессе обучения обязательны специальные ежедневные упражнения в слуховом восприятии речевого материала. Они планируются педагогами и проводятся не только на специальных занятиях по развитию восприятия речи на слух, но и на общеобразовательных уроках, на занятиях воспитателей, в режимные моменты, на прогулке и на занятиях с родителями.

Только систематическая работа по развитию восприятия речи на слух всего коллектива педагогов и семьи приведет к осуществлению поставленных задач.

Работой по развитию восприятия речи на слух охватываются все ученики, независимо от индивидуальных особенностей, интеллекта, года обучения в школе, успеваемости, произношения. Время, отводимое учебным планом на занятия по развитию слухового восприятия, делится поровну между всеми учащимися класса.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений»
Работу целесообразно выполнять после систематизации и обобщения знаний по теме. Она имеет принципиальное значение, так как учащиеся впервые встречаются с новой формой химического эксперимента – экспериментальными задачами, при решении которых должна проявляться их полная самостоятельность в практич ...

Программа ознакомления детей с цветом на занятиях по рисованию
Проанализированы и проработаны три программы по ознакомлению детей с цветом, на их основе была разработана новая программа ознакомления детей с цветом, которая состоит из трех разделов. Первый раздел включает индивидуальную и подгрупповую работу по кубику-трансформеру Зайцева в свободное от занятий ...

Этапы развития художественно-творческих способностей
Независимо от того, какие способности есть у ребенка и когда они проявляются, можно выделить четыре основных этапа, которые будет проходить ребенок на пути от способностей к таланту. 1. Первый этап - игровой. На этом этапе внимательные родители играют роль и учителей, и наставников, и великодушных ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru