Работу целесообразно выполнять после систематизации и обобщения знаний по теме. Она имеет принципиальное значение, так как учащиеся впервые встречаются с новой формой химического эксперимента – экспериментальными задачами, при решении которых должна проявляться их полная самостоятельность в практическом применении знаний. Чтобы для учащихся не была неожиданностью данная форма экспериментальной работы, необходимо систематически, в процессе изучения темы, готовить учащихся к практическому занятию. Для этого на уроках, особенно при обобщении знаний, целесообразно предлагать учащимся различные экспериментальные задачи, сходные с теми, которые встретятся в работе. Подготовку учащихся к решению экспериментальных задач можно начать после изучения свойств оксидов, т.е. когда у них накапливается определенный запас знаний и когда они приобретают необходимые практические умения.
Перед данной практической работой целесообразно напомнить учащимся о том, как надо решать экспериментальные химические задачи и показать это на конкретном примере. Затем учитель предлагает им на уроке выполнить одну задачу и рассказать об этом по плану(цель опыта, что делали, что наблюдали, вывод). После этого выполняется и сама практическая работа. В процессе работы ученики повторяют уже известные им свойства веществ, а также закрепляют отдельные умения в обращении с веществами и предметами лабораторного оборудования. В связи с тем, что целью работы является повторение и применение знаний, выполнение практической работы наиболее правильно организовать так:
Продумать задание и наметить, какие вещества будут использованы, каковы условия реакции и какой результат следует ожидать.
Выполняя опыт, тщательно следить за явлениями, его сопровождающими.
Оформить работу можно по следующей схеме:
Задача |
Уравнение и тип реакции |
Что делали |
Что наблюдали |
Вывод |
Тексты задач могут быть такими:
1 уровень
Получите из оксида кальция гидроксид кальция. Докажите с помощью индикатора, что полученное вещество является щелочью.
Из гидроксида меди и соляной кислоты получите оксид меди и хлорид меди.
Распознайте в пробирках без надписей растворы гидроксида калия, серной кислоты и воду.
2 уровень
1.Докажите, что оксид кальция – основной оксид.
2. Получите оксид меди: а)из меди б)из гидроксида меди. Докажите, что оксид меди – основной оксид.
3.Получите карбонат кальция и выделите его из смеси (на столе находится раствор гидроксида кальция).
Получите двумя способами сульфат кальция.
Из имеющихся реактивов получите сульфат свинца и выделите его из смеси.
Получите двумя способами хлорид меди и выделите его из смеси.
Получите двумя способами хлорид меди и выделите его из смеси.
Докажите, что из двух выданных растворимых оксидов (оксиды фосфора и кальция) один кислотный, а другой основной.
3 уровень
1. Исходя из оксида меди, получите гидроксид меди.
2. Осуществите превращения по схеме: гидроксид железа (III) ® оксид железа (III) ® нитрат железа (III)/
Учащимся можно предложить и такой вариант повышенной трудности: составить уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот (оснований) и выполнить эти реакции практически. В этом случае на столы выдают различные вещества, из которых ученики отбирают нужные им для работы. Затем они составляют уравнения реакций и проделывают опыты. Вещества для облегчения поисков лучше расставлять по классам.
При решении задач на распознавание веществ важно обратить внимание на отбор проб из пробирок. Нужно научить их такому приему: взяв одну пробу, испытать ее реактивом, потом другую, третью. Этот прием важен, так как, во-первых, ученики не будут путать пробы, во-вторых, если точно определено искомое вещество в одной пробирке, то часто нет смысла проводить испытание вещества в другой.
Для обучения решению экспериментальных задач можно предложить учащимся базового уровня и дидактические карточки с алгоритмом решения одной из задач:
Выполняемые действия |
Пример последовательного решения экспериментальной задачи |
Внимательно прочитайте задание, осмыслите его содержание. |
Задача: осуществить реакции по схеме: магний ® оксид магния ® нитрат магния |
2. Подумайте, какие свойства исходных веществ могут быть использованы при экспериментальном решении задачи |
Свойства: 1.Магний способен окисляться кислородом, образуя оксид магния. 2.Оксид магния – основной оксид, вступает в реакции обмена с кислотами с образованием соли и воды. |
3.Составьте план выполнения практической части задачи: запишите уравнения реакций; определите, какие реактивы (растворы, сухие вещества) необходимо использовать. Предположите ожидаемые результаты опыта. |
2Mg + O2 ® 2MgO MgO + 2HNO3 ® Mg(NO3)2 + H2O Магний – стружка, оксид магния – белый порошок, разбавленная азотная кислота – бесцветный раствор. Магний должен гореть на воздухе с выделением света и тепла, белый порошок оксида магния растворяется в азотной кислоте с образованием бесцветного раствора нитрата магния |
4. Проверьте наличие реактивов и выполните задание экспериментально |
Проверка реактивов и оборудования (горелка, спички, щипцы, магний, раствор азотной кислоты. Выполнение опыта. |
Информация о ообразовании:
Психолого-педагогические проблемы адаптации младших
школьников начальной школы
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития - кризис 7 (6) лет. Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка. Изменение внешней пози ...
Причины дизартрии
Причины дизартрии кроются намного глубже, чем простые нарушения в развитии речевого аппарата, в основном они связаны с поражениями центральной нервной системы ребенка, полученные им во внутриутробном развитии, во время родов или в период первого года жизни. В пренатальном периоде отмечается токсико ...
Работа социального педагога с детьми
Практически в 90-х годах, специалистами, призванными заниматься вопросами профилактики правонарушений или их рецидивов среди подростков, стали психологи. Но поскольку в вопросе профилактической работы с контингентом "трудных" детей позиции школьного психологии в массовой практике в течени ...