Физическое развитие служит показателем функциональной зрелости организма и является одним из важных критериев для характеристики санитарного состояния всего населения, в том числе и детского. Поэтому показатели физического развития приобретают большое социально- гигиеническое значение.
Для оценки физического развития детей до 1 года лучше использовать следующие показатели:
Рост;
Массу тела;
Пропорциональность развития (окружность головы; окружность грудной клетки, некоторые антропометрические индексы);
Статические функции (двигательные умения ребенка);
Своевременное прорезывание молочных зубов (у детей до 2-х лет).
Самыми информативными показателями физического развития ребёнка являются масса и размеры тела. Ведь если сопоставить рост, вес и возраст малыша, то можно иметь представление о его физическом развитии, а также о качестве питания. Но для полного представления о гармоничном развитии ребёнка только этих данных недостаточно. К основным показателям, которые учитывают педиатры, относятся окружность головы и грудной клетки. Также возможно использование и других показателей. К примеру, считается, что ребёнок хорошо развит, если у него ширина плеч примерно равна одной четвёртой длины тела, а разница между окружностью груди и половины роста должна составлять 11-13 см. У младенцев первого года жизни может также измеряться окружность живота. При этом окружность груди должна быть больше окружности живота. Если вторая значительно больше первой, то малыш развивается непропорционально. Особенно быстро он растёт и крепнет в первый год жизни. За первый год жизни вес ребенка утраивается, а рост увеличивается в среднем на 25 см. После того как малышу исполнился год, его физического развитие происходит более медленным темпом. В этот период масса его тела в среднем увеличивается лишь только на 30-50 г в неделю.
Чтобы оценить, правильно ли развивается ребёнок, наряду с весом и ростом определяют его пропорциональность. Например, принято считать, что окружность груди у хорошо сложенного малыша больше окружности головы на столько сантиметров, сколько лет ребёнку. Чем моложе малыш, тем короче у него конечности и тем больше голова.
Ниже в таблице приведены средние показатели физического развития детей первых трёх лет жизни. Но обращаем ваше внимание, что здесь приведены усреднённые данные. Не забывайте о том, что каждый малыш развивается немного по-своему.
Таблица 2
Показатели физического развития детей первых трех лет жизни
Возраст ребёнка |
Вес (кг) |
Рост (см) |
Окружность головы (см) |
Окружность груди (см) |
Новорожденный |
3,3-3,5 |
50-51 |
34-36 |
32-34 |
1 месяц |
4,1-4,3 |
53-54 |
36,6-37,3 |
36,0-36,3 |
2 месяца |
5,0-5,3 |
56-58 |
38,4-39 |
38,1-39 |
3 месяца |
6,0-6,3 |
59-61 |
40,0-40,9 |
40,0-40,3 |
4 месяца |
6,5-6,9 |
62-64 |
40,0-41,9 |
41,8-42 |
5 месяцев |
7,4-7,8 |
64-68 |
42,2-43,2 |
43,0-44,3 |
6 месяцев |
8,0-8,7 |
66-70 |
43,2-44,2 |
44,3-45,5 |
7 месяцев |
8,3-8,9 |
68-71 |
44,0-44,8 |
45,0-46,4 |
8 месяцев |
8,5-9,5 |
70-72 |
44,3-45,4 |
46,0-47,2 |
9 месяцев |
9,3-9,9 |
71-73 |
45,3-46,3 |
46,7-47,9 |
10 месяцев |
9,5-10,4 |
72-74 |
45,6-46,6 |
47,0-48,3 |
11 месяцев |
9,8-10,5 |
73-75 |
46,0-46,9 |
47,7-48,7 |
12 месяцев |
10,1-10,7 |
74-76 |
46,0-47,2 |
47,7-49,0 |
1,5 года |
11,1-11,5 |
80-82 |
47,3-48,8 |
49,4-50,5 |
2 года |
12,3-12,7 |
84-86 |
48,3-49,4 |
50,4-51,5 |
2,5 года |
13,9-14,3 |
93-94 |
48,9-50,0 |
51,4-52,3 |
3 года |
14,7-15,1 |
95-96 |
49,3-50,4 |
52,3-53,2 |
Информация о ообразовании:
Учет возрастных особенностей в развитии творчества
Для того чтобы педагогический процесс протекал результативно, способствовал развитию творческих способностей, необходимо учитывать и тот факт, что дети разного возраста отличаются друг от друга. Другими словами, поскольку педагогический процесс проходит на фоне педагогического общения, следует учес ...
Развитие слухового восприятия слабослышащих учащихся на индивидуальных
занятиях
Прежде чем определить задачи работы по развитию слуха детей, следует подчеркнуть большое разнообразие слуховых возможностей слабослышащих детей, оставленных им природой, что необходимо учитывать при развитии слухового восприятия. Одни из них слышат шепот только у самой ушной раковины, другие - даже ...
Причины, механизмы и симптоматика нарушений письма у младших школьников
По мнению А.Н. Корнева, трудности в обучении письму возникают как результат трех групп явлений: биологической недостаточности мозговых систем, входящих в систему письменной речи, возникающей на этой основе функциональной недостаточности и средовых условий, предъявляющих повышенные требования к отст ...