Необходимо заметить, что анализ психологии личности учителя и его педагогической деятельности не может быть полным без анализа специфики педагогического общения. Ни для кого не секрет, что всякий труд предполагает общение людей. Труд преподавателя относится к числу таких, где взаимодействие - основа профессиональной деятельности. Можно сказать, что обучение по своей сути — это общение педагога с учащимися на определенную тему.
Прежде чем перейти к характеристике педагогического общения, остановимся на понимании процесса взаимодействия. Мы вслед за такими исследователями как: Т.Ю. Гущина, Н.О. Зиновьева, И.Ф. Нестерова, Р.В. Овчарова, Г.М.Рогозина, Н.И. Стрекалова, О.А. Шостакович и др. - считаем, что наиболее полно процесс целенаправленного взаимного влияния школы и семьи друг на друга, который способствует более успешной реализации их воспитательных возможностей, отражает категория «взаимодействие».
Взаимодействие как философская категория, отражает процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны. Взаимодействие обусловливает развитие объектов.
В большом толковом психологическом словаре взаимодействие рассматривается как взаимное воздействие или влияние. В социальном взаимодействии поведение одного выступает стимулом поведения другого и наоборот.
В психологическом словаре под взаимодействием понимается процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.
Там же дается определение межличностного взаимодействия, которое рассматривается с двух сторон. В широком смысле как случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух или более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. В узком смысле межличностное взаимодействие рассматривается как система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при котором поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.
Основными признаками межличностного взаимодействия как формы общения являются:
предметность - наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели, осуществление которой по разным причинам предполагает необходимость сопряжения усилий;
эксплицированность - доступность для стороннего наблюдения;
ситуативность - достаточно жесткая регламентация конкретными условиями длительности, интенсивности, норм и правил интеракции;
рефлексивная многозначность - возможность для межличностного взаимодействия быть как проявлением осознанных субъективных намерений, так и неосознаваемым или частично осознаваемым следствием совместного участия в сложных видах коллективной деятельности.
По мнению Л.В. Байбородовой, основными характеристиками взаимодействия являются: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношения, взаимовлияние.
Как известно, социальные психологи рассматривают общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения). Т.И. Дымнова, Т.А. Ратанова рассматривают взаимодействие людей (интерактивная сторона общения) как организацию их совместной деятельности, обмен действиями, выработку формы и нормы совместных действий. Исследователи понимают взаимодействие между людьми как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них.
Информация о ообразовании:
Методики организации комбинированных уроков учащихся 11
классов по предмету «экономика»
A. Рыжих О.Н. выделяет следующие этапы в своей методике: - Организационный момент. Его целью является – установление тишины в классе и создать у учащихся рабочий настрой; - Вступительное слово учителя. Заключается во введении ученика в проблему и его активное участие в беседе с заранее подготовленн ...
Диагностика уровня обученности младших школьников
Практической базой исследования является МОУ СОШ №1 города Ишима. В настоящее время в школе проводятся традиционные уроки, на уроках преобладает классический стиль субъектно-объектных отношений, где ученик выступает как объект обучения. В процессе работы по данной теме были поставлены следующие зад ...
Проблема формирования у младших школьников потребностей в здоровом образе
жизни в психолого-педагогической литературе
Одновременно с такими значимыми для человека понятиями, как "жизнь" и "смерть", в далёкой древности сформировалось и понятие "здоровье". Вначале оно соотносилось в основном с физическим состоянием человека: здоровый человек – значит, не больной человек. На образование, ...