По мнению Аванесова В., реформы образования должны начинаться с его содержания, которое может проявиться по-настоящему как результат совместных и сбалансированных усилий отдельных специалистов, общественных ассоциаций и государственных органов управления образованием.
В Российской Федерации устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы): 1) основное общее; 2) среднее (полное) общее; 3) начальное профессиональное; 4) среднее профессиональное; 5) высшее профессиональное; 6) послевузовское профессиональное.
Согласно ст. 24. Закона РФ «Об образовании» высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Высшее профессиональное образование может быть получено в высших учебных заведениях.
В соответствии со ст. 25 того же закона, послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Оно может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре и докторантуре, создаваемых в ВУЗах и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии.
За последнее десятилетие в высшем образовании России произошли значительные изменения. Была введена новая параллельная структура высшего профессионального образования, представляющая собой совокупность образовательных программ различной длительности и различной направленности, отнесённых к одному образовательному направлению.
Структура системы высшего и послевузовского образования, согласно ст. 8. Закона РФ «Об образовании» и ст. 4. ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», представляет собой совокупность:
1) государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования и образовательных программ;
2) имеющих лицензии высших учебных заведений и образовательных учреждений соответствующего дополнительного профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм;
3) научных, проектных, производственных, клинических, медико-профилактических, фармацевтических, культурно-просветительских предприятий, учреждений и организаций, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования;
4) органов управления высшим и послевузовским профессиональным образованием, а также подведомственных им предприятий, учреждений и организаций;
5) общественных и государственно-общественных объединений (творческих союзов, профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических советов и иных объединений).
Рассмотрим составные элементы данной системы.
1. В РФ устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и национально-региональный компоненты, компонент образовательного учреждения, определяющие общие требования к основным образовательным программам; к обязательному минимуму их содержания, условиям реализации, в том числе к учебной и производственной практике, итоговой аттестации и уровню подготовки выпускников по каждой специальности; сроки освоения программ; максимальному объему нагрузки.
Важное значение в настоящее время имеет обеспечение реальной многоуровневости высшего профессионального образования, включающей в себя экспериментальную отработку многоступенчатой (в соответствии с Болонской декларацией 1999 года «О создании общеевропейского пространства высшего образования) структуры российского высшего образования, совместимой с европейской системой высшего образования.
Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования предназначены для обеспечения: качества образования; единства образовательного пространства РФ; основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих соответствующие образовательные программы.
В Российской Федерации реализуются образовательные программы, определяющие содержание образования определенного уровня и направленности. Согласно ст. 6 ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» они могут быть реализованы непрерывно с присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификаций (степеней) «бакалавр» (со сроком освоения не менее четырёх лет), «дипломированный специалист» (не менее пяти), «магистр» (не менее шести).
Образовательные программы высшего образования могут осваиваться в очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах, в форме экстерната.
Информация о ообразовании:
Формировании у младших школьников навыков здорового образа жизни
Дневник здоровья ученика начальной школы "Если хочешь быть здоров!", является также средством формирования и развития у младших школьников мотивации на сохранение и укрепление своего здоровья, культуры здоровья, приобщения к ценностям здорового образа жизни, воспитания сознательного самок ...
Проблемы подготовки к ЕГЭ в
общеобразовательном учреждении
ЕГЭ стал не только педагогическим, но и социальным экспериментом, затронувшим все слои общества от ученика до маститого профессора. Пока еще рано говорить о том, удачен ли эксперимент в масштабах России или нет. Декларируемыми целями ЕГЭ являются: формирование объективной оценки подготовки выпускни ...
Сравнительный анализ показателей физического состояния детей старшего
дошкольного возраста и школьников первого года обучения
Сравнительный анализ показателей физического состояния детей старшего дошкольного возраста и школьников первого года обучения проводился с целью выявления потенциальных способностей дошкольников. Так в результате исследования было выявлено (табл. 1), что мальчики первого года обучения в школе прево ...