Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости движений пальцев и кистей рук; движения недостаточно четки и координированы. Это особенно заметно в таких видах деятельности, как ручной труд, рисование, лепка, работа с мелкими деталями (мозаикой, конструктором, пазлами), а также при выполнении бытовых манипуляторных действий: шнуровка, завязывание бантов, плетение косичек, застегивание кнопок, крючков, слипов и др.
Специалисты по раннему детству (В.С. Мухина, Е.В. Зворыгина и др.) указывают на значительную роль простого хватания в формировании восприятия, зрительно-двигательной координации.
5-ый месяц. Хватание и ощупывание предметов имеет большое значение не только для развития моторики, но и мышления.
9-ый месяц. Скачок в развитии тонкой моторики приводит к скачку в развитии речи и мышления. Э.Г. Пилюгина, М.М. Кольцова и другие ученые считают, что движения рук, связанные с включением в действие пальцев, необходимы для развития ребенка. Если это сделано не своевременно, то в дальнейшем могут возникнуть трудности с обучением письму в школе.
В 1-1,5 года малыш крепко зажимает карандаш или мелок в ладони, что очень ограничивает движения. В этом возрасте он не пытается еще изобразить что-то определенное, просто получает радость от самого процесса и способен «рисовать» с большим увлечением.
В 2-3 года ребенок, как правило, держит карандаш, зажимая его в ладони сверху. Этот способ, особенно при рисовании мелками, позволяет детям выполнять довольно сложные движения. Однако движения эти еще спонтанны, почти не ограничиваются.
В 3 года ребенка приводят в детский сад. К этому возрасту, он превратился в любознательного человека, умеющего ходить, бегать, говорить, задавать вопросы, каждый предмет обследовать рукой и каждый день овладевать новыми знаниями и умениями.
Опытные педагоги знают, что у занятого интересным трудом дошкольника появляется особая сосредоточенность, происходит «поляризация внимания». Врач и педагог М. Монтессори рассматривала внимание как самостоятельную форму психической деятельности и разработала не только методику его развития, но и специальные пособия, способствующие концентрации внимания (упражнения с водой, звуками и т.п.).
Рука маленького труженика на четвертом году жизни освоится со множеством рамок для застегивания и расстегивания, пуговиц, крючков; научится стирать платочки, носочки, сушить и гладить их настоящим электрическим, но безопасным утюгом; освоит чистку обуви настоящей щеткой; научится резать вареные овощи для салатов; делить на две-четыре части яблоко, мыть за собой посуду. И все это будет косвенно готовить руку к письму.
От ощущения – к восприятию, от восприятия – к представлению, от представления – к пониманию.
Таким образом, «ручной» опыт даст «пищу для ума», обогатит речь специальными понятиями – «орудиями мысли» (исследования М. Монтессори).
Если руку ребенка развивали с рождения, то на шестом году он совершенствуется в «ручной умелости»: осваивает более сложные способы резания, склеивания, сгибания, наматывания, пересыпания, используя ткань, бумагу, фольгу, подсобные и природные материалы; применяет различные орудия труда и инструменты: ручки, карандаши, кисточки, фломастеры, лекала, ножницы, молоток, щетки, лейки и т.д.
Тренеры–педагоги, хореографы, работающие над ранним развитием двигательных талантов (Озеров В.П., Яблочникова В.А.) выделяли основные направления стимулирования развития мелкой моторики. Психологи и учителя начальных классов (Е.Н. Потапова, Ш.А. Амонашвили) используют эти направления для коррекции двигательных нарушений у детей
Информация о ообразовании:
Содержание понятия социализация
Понятие "социализация" стало так широко распространяться, что его можно встретить не только в социологических исследованиях, но и в психологических и педагогических работах, в исследованиях по криминалистике, этнографии, социальной работе. Социализация употребляется в самых разнообразных ...
Рекомендации педагогам и родителям
У ребенка Необходимо создать положительную психологическую установку на иноязычную речь. Способом создания положительной мотивации является игра. Игры на занятиях не должны быть эпизодическими и изолированными. Необходима сквозная игровая методика, объединяющая и интегрирующая в себя другие виды де ...
Метод проектов на уроках немецкого языка
Благодаря появлению гуманистического подхода в образовании сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности признаётся свободная, развитая образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Перед современной школой стоят задачи, связанные с со ...