Произведение искусства отличается не только идеей, которая в картине скрыта, но и темой, т.е. что на ней изображено. Тема произведения должна быть близка социальному опыту ребенка, его жизненным впечатлениям. В жанровой живописи важны такие темы, как быт взрослых и детей, их гуманные взаимоотношения, труд взрослых и детей, героизм людей в годы Великой Отечественной войны.
Детям старшего дошкольного возраста доступны темы, отраженные в жанровой живописи: социальная активность людей в труде, любовь их к своей родине, гуманные отношения людей (забота, внимание, чуткость, радушие, преданность, доброта, отзывчивость, взаимопомощь и др.). действенная любовь и бережное отношение человека к земле, природе.
И еще один важный принцип, который учитывают, отбирая произведения живописи для ознакомления детей дошкольного возраста, – индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах произведений.
Дошкольников знакомят с картинами, созданными разными художниками на одну и ту же тему («Семья» Г.П. Сорогина и «Семья» Ю.П. Кугача). Воспринимая эти картины, дети приобретают умение сравнивать различную манеру исполнения одного и того же явления разными художниками, выделять их отношение к изображаемому.
Ознакомление детей с картинами, сходными по своему содержанию, но выполненными разными художниками, влияет на становление у дошкольников личностного эмоционально-оценочного отношения к воспринимаемому произведению, на формирование эстетического вкуса.
Сегодня, как никогда, одной из основных задач народного является задача формирования у детей социальных эмоций и чувств. О путях расширения собственно эмоционального опыта детей говорится и в «Концепции дошкольного воспитания»: «Общаясь со взрослыми, ребенок открывает для себя гамму новых чувств, эмоциональных оттенков… впервые начинает переживать радость познания… тревогу за другого, гордость за свой успех. Осваивать язык эмоций».
Неисчерпаемым источником развития таких чувств являются произведения портретной живописи. Знакомство с этим видом искусства помогает показать детям лучшие черты человека, развивать у них чуткость, чувство сопереживания, эмоционально-эстетическую отзывчивость к духовному миру человека.
Но я остановлюсь подробнее на пейзаже. Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, в различных климатических условиях, при солнечном и лунном освещении, но и передает чувства и настроения.
Каким требованиям должны отвечать пейзажи, используемые в работе с детьми дошкольного возраста?
1. Доступность содержания пейзажа для восприятия. Тематика картин обязательно должна быть созвучна интересу детей, соответствовать их опыту. Опыт нашей работы показал, что наиболее полное понимание содержания произведений портретной живописи происходит при восприятии портрета-картины, так как изображенный художником окружающий мир помогает детям определить настроение, эмоциональное состояние образа.
2. Содержание пейзажа должно носить воспитывающий, гуманный характер, способствовать формированию нравственно-эстетических качеств, чувств, отношений.
3. Яркая выраженность эмоционального состояния. Чем эмоциональней, ярче, убедительнее произведение, тем сильнее оно действует на чувства и coзнание зрителей, глубже раскрывается самое содержание изображение.
4. Разнообразие используемых художником средств выразительности (цвет, композиция, ритм), По нашим наблюдениям, внимание детей в пейзаже приковывает динамика (движение), красочность и насыщенность изображения.
Здесь названы лишь основные требования к отбору произведений искусств которые можно использовать в работе с дошкольниками. Понятно, что педагог, приобщая ребят к живописи, учитывает возрастные психофизиологические и индивидуальные особенности и уровень их интеллектуального, эмоционального эстетического развития, возможности оснащения педагогического процесса наглядными пособиями и, наконец, особенности функционирования детской учреждения, его месторасположение (город или село, где растет, развивается и формируется ребенок). Проявляя творчество, воспитатель будет совершенствовать методику отбора произведений искусства, с помощью которых он сможет приоткрыть ребенку дверь в мир художественного видения. Примерная схема перспективного планирования работы по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством в приложении.
Т.о. можно выделить три этапа ознакомления детей с живописью:
Первый этап. Основным приемом ознакомление детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством на первом этапе является искусствоведческий рассказ. Выбор искусствоведческого рассказа как приема ознакомления дошкольников с живописью обусловлен содержанием и построением произведения, в котором отражены в логической взаимосвязи его элементы. Структура может быть такой: сообщение названия картины и фамилии художника; о чем написана картина; что самое главное в картине, как оно изображено; что изображено вокруг главного и как с ним соединены детали; что красивого показал своим произведением художник; о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину. Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чем картина.
Информация о ообразовании:
Портрет современного контрактника
Кто сегодня идет служить в контрактники? Чем интересуются военнослужащие по контракту? О какой зарплате они мечтают? Весной пошлого года Минобороны исследовало мнение 745 граждан, пребывающих в запасе, проживающих на территории всех военных округов и состоящих на воинском учете в 19 военных комисса ...
Восприятие как основа развития музыкальности ребенка
Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Требования гуманизации образования, выдвинутые психологами, педагогами предполагают большое внимание к развитию творческих способностей ребенка, лучших его качеств, отказ от излишней заорганизованности процесса обучения ...
Организация условий физического воспитания детей дошкольного возраста
Физическое воспитание в дошкольных учреждениях – это единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, которая помимо у ...