Понятие об искусстве. Виды, жанры изобразительного искусства

Подробно о педагогике » Ознакомление старших дошкольников с живописью » Понятие об искусстве. Виды, жанры изобразительного искусства

Страница 2

Натюрморт – жанр изобразительного искусства. Сама постановка, которая является объектом изображения, тоже называется натюрморт. Он может состоять не только из неодушевленных предметов, но и включать природные формы. Мир вещей в натюрморте всегда выражает внешние приметы жизни определённой исторической эпохи.

Анималистический жанр. Многие художники любят изображать зверей и птиц. Некоторые из них посвятили этому всё своё творчество. Они создают произведения анималистического жанра. Живописцы выбирают его редко, а вот графики и скульпторы любят рисовать и лепить различных зверей и их детёнышей. Художника, который специализируется в этом жанре, называют анималистом. Он уделяет основное внимание художественно – образной характеристике животного, но при этом с научной точностью передаёт его анатомическое строение. Изображение животного мира можно встретить в произведениях живописи, скульптуры, графики, декоративно – прикладного искусства, иллюстрациях к научным и детским книгам.

Главным художник Е.И. Чарушин считал создание образа, «а если нет образа, так и изображать нечего, и остаётся другой процесс работы – вроде рукоделия; это путь идущий от механических навыков».

Исторический жанр. События прошлого, библейские истории и былинные времена вдохновляют художников на создание картин исторического жанра. Это один из жанров изобразительного искусства, который посвящается значимым историческим событиям и явлениям. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами: бытовым, портретом, пейзажем. Особенно тесно исторический жанр смыкается с батальным жанром при изображении исторических баталий, крупных сражений и военных событий. Драматические столкновения в социальной борьбе народа часто находили художественное выражение в историческом жанре. Выдающимся мастером русской исторической живописи был В. Суриков, отразивший в своих полотнах яркие исторические события, героические национальные характеры, полную внутренних противоречий историю народа: «Утро стрелецкой казни» (1881 г.), «Боярыня Морозова» (1887 г.), «Покорение Сибири Ермаком» (1895 г.), «Переход Суворова через Альпы» (1899 г.).

Батальный жанр. Этот жанр изобразительного искусства посвящен темам войн, битв, походов и эпизодам военной жизни. Главным образом батальный жанр характерен для живописи, отчасти для графики и живописи. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную художнику жизнь армии и флота. Батальный жанр может включать элементы других жанров – бытового, портретного, пейзажного, анималистического (при изображении конницы), натюрморта (при изображении оружия и атрибутов воинской жизни). Формирование этого жанра начинается в эпоху Возрождения; его расцвет происходит в XVII–XVII вв. художники – баталисты, как правило, стремятся показать героическую готовность к освободительной борьбе, воспевают воинскую доблесть, торжество победы, но их произведения, как правило, разоблачают античеловеческую сущность войны, проклинают её.

Мифологический жанр. Картины написанные на сюжеты мифов, сказочные и былинные темы, относятся к мифологическому жанру. Мифы, легенды, предания народов мира составляют важнейший источник художественного творчества. Мифологический жанр зарождается в позднеантичном и средневековым искусстве, когда греко-римские мифы перестают быть верованиями и становятся литературными рассказами с нравственно – аллегорическим содержанием. Собственно мифологический жанр формируется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие сюжеты для картин С. Боттичелли, А. Мантеньи, Джорджоне. В XVII – начале XIX в. значительно расширяется представление о картинах мифологического жанра. Они служат для воплощения высокого художественного идеала, сближают с жизнью, создают праздничное зрелище. В XIX в. мифологический жанр является нормой высокого, идеального искусства. Наряду с темами античной мифологии в XIX–X вв. в искусстве стали популярны темы индийских мифов. В развитии русской культуры очень значима была роль В.М. Васнецова. Его называют певцом русской сказки. Он написал много картин на сказочные и былинные сюжеты. В.М. Васнецов доказал, что внести свой вклад в сокровищницу мирового искусства можно, когда все силы будут устремлены на развитие своего родного русского искусства, то есть когда со всем возможным совершенством и полнотой будут выражены красота и мощь наших красивых образов – русской природы и человека, настоящей жизни и прошлого, если художник в своём истинно национальном сумеет отразить вечное, непреходящее.

Бытовой жанр. Не только значительные героические события, но и повседневные занятия людей, обычный быт можно изобразить на полотне. Такие картины являются произведениями бытового жанра, иногда их называют полотнами жанровой живописи. Бытовые события, запечатлённые художниками разных эпох, знакомят нас с жизнью людей давно ушедших времён. Этот жанр достиг расцвета в европейских национальных школах в XVI–XVII вв. ярким, искрящимся весельем проникнута сцена народного праздника на картине П. Брейгеля Старшего «Крестьянская усадьба». Позже от простой фиксации явлений художники переходят к раскрытию внутреннего смысла и общественно – исторического содержаний повседневной жизни. Постепенно стирались границы между бытовым, историческими и батальными жанрами. Сложными и разнообразными путями идёт развитие бытового жанра в XX в. ему доступны изменчивые ситуации и психологические нюансы, символический смысл бытия, героизация простых жизненных событий и многое другое. В историческом и бытовом жанрах важна взаимосвязь персонажей, а образное решение создаётся во многом с помощью цвета. Именно от цвета зависит настроение картины, её эмоциональное воздействие. Колорит полотна может быть радостным и печальным, спокойным и тревожным, загадочным и ясным. Живописными средствами художник создаёт неповторимый мир, который нас удивляет и радует, заставляет переживать и даёт пищу уму, приобщает к секретам и тайнам мастерства.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Роль заголовочного комплекса в восприятии текста
Восприятие любого текста в дискурсе — сложный процесс, в его организации важную роль играют компоненты, специально ориентированные на адресата, на выстраивание стратегии его внедрения в сферу дискурса, на построение его деятельности по интерпретации. Эти компоненты органически присущи произведению, ...

Методики физического здоровья дошкольников
Дошкольный возраст, или период первого детства, характеризуется интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок с первых дней жизни имеет определенные унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижност ...

Урок по теме «Бериллий, магний и щелочноземельные металлы»
Задачи урока: Обучающие. Рассмотреть химические свойства элементов главной подгруппы II группы. Вспомнить двойственный (амфотерный) характер оксида и гидроксида бериллия. Познакомить учащихся со способами получения и с историей открытия этих элементов. Повторить окислительно-восстановительные реакц ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru