Приготовление растворов

Целью данной работы является обучение учащихся готовить растворы заданной процентной концентрации и закрепление понятия о концентрации растворов. Она же способствует развитию у них аккуратности, бережливости, навыков рационального планирования работы, трудовой дисциплины, товарищеской взаимопомощи.

Работа должна быть выполнена каждым учеником класса, и в данном случае это легко, так как одним и тем же предметом оборудования могут пользоваться в течение урока двое учащихся. Практическое выполнение работы требует не более половины урока, поэтому может быть дополнительно дано задание в виде расчетных задач по растворам.

Работу по приготовлению раствора следует дать в 2-4 вариантах, чтобы учащиеся за одним столом готовили растворы веществ разной концентрации. Желательно иметь в виду, что эти растворы могут быть использованы на последующих уроках и в других классах, поэтому при составлении вариантов заданий следует учесть потребности кабинета химии. Нельзя давать задание готовить растворы щелочей и кислот. Концентрация растворов должна примерно соответствовать той, которая нужна для работы на уроках. Количество раствора, приготовленного каждым учеником, должно быть небольшим (25-50 г).

Начиная занятие, предупредить детей о необходимости избегать рассыпания кристаллов солей на столе и загрязнения реактивов. Затем ученики намечают план приготовления раствора: рассчитать необходимые массу соли и объем воды, затем отвесить на рычажных весах соль и отмерить мензуркой воду.

В отчете о работе, кроме записей, относящихся к экспериментальной части задания, учащиеся должны написать и решение дополнительных расчетных задач.

Примеры заданий

1 уровень

Рассчитайте массы соли и воды, необходимые для приготовления:

50 г 10% раствора хлорида натрия

40 г 20% раствора хлорида натрия

60 г 5% раствора сульфата меди

и т.п.

2 уровень.

Отвесьте на весах 12 г соли, а затем приготовьте из этого вещества:

5% раствор

10% раствор

3% раствор

4% раствор и т.п.

3 уровень

Отмерьте в мерной посуде 60 мл воды, а затем приготовьте из этой воды:

10% раствор соли

25% раствор соли

20% раствор соли

15% раствор соли.

Инструкцию по пользованию весами можно включить в общую инструкцию к работе, а можно и дать отдельно. Текст ее может быть следующим.

Как взвешивать вещества

Перед работой весы нужно уравновесить: добавлять на чашку, находящуюся сверху, кусочки бумаги или песок, пока обе чашки не окажутся на одном уровне.

Если нужно определить массу какого-либо вещества, то оно помещается на левую чашку весов в специальную посуду или на лист бумаги (уравновешивать весы предварительно следует с этой посудой или бумагой). Затем на правую чашку специальным пинцетом (не руками!) нужно постепенно добавлять гирьки из коробки с разновесом, пока обе чашки не окажутся на одном уровне. Общая масса гирек будет равна массе вещества на левой чашке весов.

Если же нужно отмерить нужную массу вещества, то следует поступить наоборот: уравновесив весы с пустой посудой на правой чашке, на левую сторону положим гири на нужную нам массу, а в сосуд на правой чашке весов будем понемногу подсыпать вещества ложечкой (или подливать, если это жидкость), пока весы не придут в равновесие. Масса взвешиваемого вещества будет равна общей массе гирек.


Информация о ообразовании:

Основные пути развития социальной компетентности школьников
Теоретическое исследование развития такого социально-педагогического феномена, как социальная компетентность, не может, на наш взгляд, обойтись без рассмотрения сущности понятий «компетентность» и «компетенция», и, прежде всего, без определения роли компетентностного подхода в современном образован ...

Технологии и методики, используемые в опыте
Над программой информатизации школьного процесса средняя школа №7 г.Павлово Нижегородской области работает с 2001 года. Уроки информатики проводятся начиная с первого класса. После занятий с программой «Мир информатики» фирмы Кирилл и Мефодий, Роботландия и др. ученики начальной школы свободно рабо ...

Музейная педагогика в системе высшего профессионального образования
В настоящее время культурно-образовательная деятельность - одно из ведущих направлений музейной работы, прежде всего она ориентирована на школьную аудиторию. Но, тем не менее, нельзя отрицать тот факт, что музеи находятся в постоянном взаимодействии не только с общеобразовательными, но и высшими уч ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru