Целью данной работы является обучение учащихся готовить растворы заданной процентной концентрации и закрепление понятия о концентрации растворов. Она же способствует развитию у них аккуратности, бережливости, навыков рационального планирования работы, трудовой дисциплины, товарищеской взаимопомощи.
Работа должна быть выполнена каждым учеником класса, и в данном случае это легко, так как одним и тем же предметом оборудования могут пользоваться в течение урока двое учащихся. Практическое выполнение работы требует не более половины урока, поэтому может быть дополнительно дано задание в виде расчетных задач по растворам.
Работу по приготовлению раствора следует дать в 2-4 вариантах, чтобы учащиеся за одним столом готовили растворы веществ разной концентрации. Желательно иметь в виду, что эти растворы могут быть использованы на последующих уроках и в других классах, поэтому при составлении вариантов заданий следует учесть потребности кабинета химии. Нельзя давать задание готовить растворы щелочей и кислот. Концентрация растворов должна примерно соответствовать той, которая нужна для работы на уроках. Количество раствора, приготовленного каждым учеником, должно быть небольшим (25-50 г).
Начиная занятие, предупредить детей о необходимости избегать рассыпания кристаллов солей на столе и загрязнения реактивов. Затем ученики намечают план приготовления раствора: рассчитать необходимые массу соли и объем воды, затем отвесить на рычажных весах соль и отмерить мензуркой воду.
В отчете о работе, кроме записей, относящихся к экспериментальной части задания, учащиеся должны написать и решение дополнительных расчетных задач.
Примеры заданий
1 уровень
Рассчитайте массы соли и воды, необходимые для приготовления:
50 г 10% раствора хлорида натрия
40 г 20% раствора хлорида натрия
60 г 5% раствора сульфата меди
и т.п.
2 уровень.
Отвесьте на весах 12 г соли, а затем приготовьте из этого вещества:
5% раствор
10% раствор
3% раствор
4% раствор и т.п.
3 уровень
Отмерьте в мерной посуде 60 мл воды, а затем приготовьте из этой воды:
10% раствор соли
25% раствор соли
20% раствор соли
15% раствор соли.
Инструкцию по пользованию весами можно включить в общую инструкцию к работе, а можно и дать отдельно. Текст ее может быть следующим.
Как взвешивать вещества
Перед работой весы нужно уравновесить: добавлять на чашку, находящуюся сверху, кусочки бумаги или песок, пока обе чашки не окажутся на одном уровне.
Если нужно определить массу какого-либо вещества, то оно помещается на левую чашку весов в специальную посуду или на лист бумаги (уравновешивать весы предварительно следует с этой посудой или бумагой). Затем на правую чашку специальным пинцетом (не руками!) нужно постепенно добавлять гирьки из коробки с разновесом, пока обе чашки не окажутся на одном уровне. Общая масса гирек будет равна массе вещества на левой чашке весов.
Если же нужно отмерить нужную массу вещества, то следует поступить наоборот: уравновесив весы с пустой посудой на правой чашке, на левую сторону положим гири на нужную нам массу, а в сосуд на правой чашке весов будем понемногу подсыпать вещества ложечкой (или подливать, если это жидкость), пока весы не придут в равновесие. Масса взвешиваемого вещества будет равна общей массе гирек.
Информация о ообразовании:
Цель, задачи, методы и организации эмпирического
исследования
Профессионльная готовность (ПГ) СФК рассматривается нами как часть его профессионально - деятельностной готовности, характеризующаяся уровнем сформированности у него знаний-умений-навыков (ЗУН) основных педагогических функций (ОПФ). Она является производным от 1 0понятия профессиональная подготовле ...
Проблема содержания и структуры экономического
мышления
Структурные характеристики экономического мышления школьников могут быть представлены семью блоками: причинно-факторным, концептуальным, ценностно-целевым, содержательным, уровневым, деятельностным и критериальным, создает возможность охватить в единой системе его специфику на разных ступенях школь ...
Ценностный контекст содержания образования
Здесь правильно говорить об осознании, актуализации, сознательном проектировании и целенаправленной реализации ценностей в процессе педагогической деятельности; о рассмотрении их в качестве фундамента образования, цели, условий для развития. Б.Т. Лихачев фундаментально разрабатывал проблему воспита ...