Совершенствование орфографической грамотности учащихся - одна из важных задач, стоящих перед учителями. В русском письме главным разделом, который определяет ведущий принцип орфографии, является передача буквами фонемного состава слов. Именно к этому разделу орфографии относится большинство правил, изучаемых в младших классах.
Таким образом, при изучении раздела «Орфограммы» можно поставить несколько задач.
1. Познакомить детей с понятием «орфограмма» и помочь им глубже осознать сущность орфографических трудностей русского письма. Ввести в практику письменной речи маленьких школьников особый способ письма — письмо с пропусками орфограмм, с «окошками». Ребенок должен действовать по принципу «знаю букву - пишу, не знаю - пропускаю, оставляю сигнал опасности».
2. Познакомить школьников с орфографическим словарем, заложить основы правильного способа действия, необходимого для поиска ответа на орфографический вопрос.
3. За счет широкого применения приема списывания обеспечивать запоминание орфографического облика слов разных тематических групп (виды транспорта, посуда и т. д.), т.е. развивать орфографическую память учеников.
Работу по орфографии я начала с букварного периода. Период обучения грамоте - очень ответственный этап для формирования орфографических навыков. Именно в это время надо создать предпосылки для успешного развития у детей орфографической зоркости, показать школьникам неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным.
Овладеть письмом с пропусками непросто. При этом важно начинать обучение с пропуска не субъективно сомнительных, а всех орфограмм, в первую очередь орфограмм слабых позиций.
Исходным моментом решения любой задачи, в том числе орфографической, является постановка вопроса «Что надо узнать?».
Навык нахождения орфограмму необходимо специально отрабатывать. Однако при выполнении заданий, приведенных в традиционных учебниках русского языка, учащимся не приходится задумываться над этим: на месте орфограммы они уже видят пропуски букв. Существенно не изменяют положения и такие упражнения, как подчеркивание и группирование орфограмм в написанных словах.
Учащиеся сами на слух выделяют орфограммы в слове.
Во 2-м классе выделяются три главные опасности - обозначение на письме:
- безударного гласного звука;
- парного согласного по глухости-звонкости;
- звука,которого нет.
Возьмем безударный гласный в корне слова. Младшие школьники уже знают, что безударный гласный звук при письме может обозначаться разными буквами. Но правильная для слова — только одна. Ее нужно выбрать. Выберешь не ту - допустишь ошибку. Если гласный стоит в сильной позиции, то буква орфограммой не является. В этом случае смело можно писать букву.
Но в русском языке много слов с безударными гласными. Пример: лицо.
Поскольку на первоначальном этапе дети не знают правил проверки орфограмм, они работают по схеме:
1) определяю ударный слог;
2) записываю слово с пропуском;
3) делаю выбор
Здесь есть выбор букв - значит, это опасное место в слове. Надо задуматься! Эти «опасные места» называются орфограммами, а допущенные в них ошибки - орфографическими.
Что же касается согласных звуков, парных по глухости-звонкости, то они не представляют опасности при письме, если стоят:
1) перед гласными (сады),
2) перед непарными звонкими [л],
3) перед [в], [в'] (буква).
В этих случаях парные согласные стоят в сильной позиции. Пишем не сомневаясь. А вот орфограммами буквы являются в следующих случаях:
Информация о ообразовании:
Характеристика особенностей когнитивных процессов, участвующих в развитии
творческих способностей
Развитие воображения - важное условие формирования интеллекта, творчества, вообще психического развития. Воображение выступает как одно из средств усвоения ребенком общественного опыта. Ч.П. Короленко и Г.В. Фролова в своей работе «Спасительная способность - вообразить» делят воображение на несколь ...
Формы и методы работы социального педагога с семьей
Согласно А.В. Мудрик, социальный педагог- это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально созданных для этого, так и в организациях, для которых воспитание не яв ...
Практический опыт работы в Детском саду №48 «Золотая рыбка»
Детский сад № 48 «Золотая рыбка» Норильска является дошкольным учреждением санаторного типа для детей с первичной туберкулезной интоксикацией. Усилия всех сотрудников ДОУ направлены прежде всего на проведение лечебно-профилактических мероприятий, цель которых - предупреждение развития локально ...