Таблица 2
Рейтинг 2005 г. |
Наименование ценностей |
Рейтинг 1985 г. |
1 |
Иметь цель в жизни |
1 |
2 |
Образование |
6 |
3 |
Трудолюбие и добросовестность |
2 |
4 |
Быть находчивым, целеустремленным, инициативным |
5 |
5 |
Способности и талант |
8 |
6 |
Здоровье |
7 |
7 |
Отзывчивость и чуткость к людям |
3 |
8 |
Честность и принципиальность |
4 |
9 |
Внешность, приятные манеры |
10 |
10 |
Связь с «нужными людьми» |
12-13 |
11 |
Умение приспособиться |
12-13 |
12 |
Активное участие в общественных делах |
9 |
13 |
Удача, везение, случай |
14 |
14 |
Помощь родителей, родственников |
11 |
15 |
Заботиться прежде всего о себе |
15 |
Примечание: только 47-49% выпускников школ г. Архангельска ответили, что уверены в завтрашнем дне.
Пример № 2: социологическое исследование «Ценностные предпочтения молодежи».
Ценностные предпочтения фиксируют акт избирательного отношения к окружающей действительности и связаны с ее спецификой.
Данное исследование проводилось на территории России в 2007 году. Молодым людям было предложено 8 смысловых блоков-кластеров: - семья- власть- труд- патриотизм- справедливость- дело- эффективность- мораль.
Результаты показывают, что произошли изменения в ценностных предпочтениях молодежи: растет значение индивидуальных ориентаций (для одних – это отдых и развлечения, для вторых – красивая и комфортная жизнь, для третьих – собственное благополучие и карьера, для четвертых – благополучие семьи, здоровье, хорошая (оплачиваемая) работа. Так же отмечается рост идеологичности и мировоззрения плюрализма, многовариантности, мозаичности и фрагментарности мировоззрения. Усиливаются позиции тех, для кого важными становятся ценности собственности и имущественного положения, реализуемые сквозь призму утилитаризма, индивидуальных предпочтений и устремлений. В ценностном сознании молодежи можно выделить следующие характеристики: амбивалентность, сочетание противоположных оценок; нестабильность, изменчивость; эклектичность, сочетание элементов различных ценностей; отсутствие выраженного интереса к политическим и властным отношениям, стойкая политическая индифферентность; снижение идеалов, доминирование прагматических установок; ориентация на гедонические ценности, получение наслаждений (кайфа); преобладание инструментальных ценностей над терминальными (по Рокичу).
Информация о ообразовании:
Ценностный контекст содержания образования
Здесь правильно говорить об осознании, актуализации, сознательном проектировании и целенаправленной реализации ценностей в процессе педагогической деятельности; о рассмотрении их в качестве фундамента образования, цели, условий для развития. Б.Т. Лихачев фундаментально разрабатывал проблему воспита ...
Билингвальное обучение как один из инновационных методов обучения
В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: п ...
Проблема заикания у детей
Заикание - сложное нарушение речи, характеризующееся расстройством ее ритма и плавности. Как правило, заикание возникает у детей 2-5 лет, т.е. в период формирования развернутой фразовой речи, чаще у легко возбудимых детей. Обостряется в связи с поступлением в школу, а также в подростковом и юношеск ...