При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.Адаптация ребёнка в дошкольном учреждении является первым опытом предъявления ребёнка социум. В этот период не только ребёнок, но и родители испытывают стрессовые переживания, связанные с ожидаемой оценкой ребёнка как результата семейного воспитания, и этот опыт может зафиксироваться как опыт переживания стыда или гордости. Если родители не справляются со своим чувством стыда, то ребёнок не может пережить первичный социальный опыт без травмы. Если родители оказывают стабильную эмоциональную поддержку, то у ребёнка возникает принятие себя таким, какой он есть и возникает чувство гордости. Родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.Таким образом, особое значение имеет возможность присутствия и поддержки мамы или папы ребёнка в период адаптации в дошкольном учреждении. Не менее важно организовать психологическое сопровождение семьи в этот период, для того, чтобы создать условия для успешного прохождения процесса адаптации.В период поступления ребёнка в дошкольное учреждение социальный опыт, полученный в семье, может стать фундаментом успешного развития личности. Как обеспечить преемственность семейной модели социализации и социализации в дошкольном учреждении? Мы эту проблему решаем путём реализации проекта организации группы совместного пребывания детей с мамами в период поступления в дошкольное образовательное учреждение.
Адаптация детей к условиям детского сада требует социально-педагогического сопровождения как взаимодействия субъектов адаптации – воспитателей, родителей, детей.Анализ работ таких авторов, как Н.М. Аксарина, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольвер, В. Манова- Томова, П.Я. Трошина, Л.С. Выготский привел к выводу о функциях социально-педагогического сопровождения, отражающих цель данного процесса и его специфику, определяющих содержание педагогических действий, цикличности сопровождения (проблематизация, поисково-вариативный, практически действенный, аналитический) и принципам (личностного центрирования, персонификации, конвенциальности, оптимистической стратегии, социального закаливания. Исходя из возрастных особенностей детей раннего возраста, в главе рассмотрены особенности их адаптации к условиям детского сада.Прежде всего адаптацию рассматриваем как процесс вхождения ребенка в новую для него среду и привыкания к ней, приспособление организма к новой обстановке, к новому окружению и новым отношениям.
Выявлены трудности адаптации: у малышей происходит ломка стереотипов (ребенок попадает в непривычную среду), совершенно другая обстановка, стиль общения - становятся для малыша источником стрессовых ситуаций. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов детей приводит к психическому напряжению, происходит нарушение в поведении, физиологических процессах, эмоциональном состоянии. Адаптация, как следует из анализа литературы, зависит от: возраста ребенка, состояния здоровья, уровня развития. Период привыкания детей к дошкольному учреждению – неизменно сложная проблема. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. Это позволило перейти к следующему вопросу о взаимодействии дошкольного учреждения и родителей. Особое значение имеет возможность присутствия и поддержки мамы или папы ребёнка в период адаптации в дошкольном учреждении. Не менее важно организовать психологическое сопровождение семьи в этот период, для того, чтобы создать условия для успешного прохождения процесса адаптации. Мы эту проблему решаем путём реализации программы социально-педагогического сопровождения детей.
Информация о ообразовании:
Дифференцированный подход в обучении математике младших школьников
Рассмотрим, как дифференциация может включаться в процесс обучения. При формировании знаний работа может быть организована следующим образом. Преподаватель сначала излагает материал всем. Затем ученикам с высокими учебными возможностями предлагает работать с другими источниками знаний, а с остальны ...
Подходы к определению профессиональной компетентности
Профессиональная деятельность педагога носит творческий, стохастический характер, постоянно развивается и совершенствуется. Поэтому и система показателей, критериев оценки ее продуктивности и результативности не носит раз и навсегда утвержденный характер. Потребности общества и школы, условия осуще ...
Роль
художественной литературы в природоведческой работе с дошкольниками. Принципы
отбора природоведческой литературы для детей
Начиная с раннего возраста, мы знакомим детей с окружающим их миром. Постепенно у детей формируются представления о живой и неживой природе, природоведческие понятия, они осознают зависимости, происходящие в природе. На протяжении всего раннего и дошкольного возраста педагог старается воспитать у р ...