Цель формирующего этапа – создать эффективные условия по развитию эстетического восприятия младших школьников на уроках по ознакомлению с окружающим миром.
Урок как форма обучения существует более 300 лет. Он прочно вошел в систему работы массовой общеобразовательной школы. Многообразие форм подачи учебного материала и требования целостности, системности тематического структурирования реализуются посредством трехэтапной технологии подготовки учителя к занятиям в курсе «Окружающий мир». В настоящее время разрабатываются и апробируются «нестандартные» формы занятий по естествознанию, новые педагогические технологии, которые позволяют организовать исследовательскую, творческую деятельность детей, используя при этом все многообразие методов и форм самостоятельной, познавательной, практической и художественно-эстетической работы.
На первых этапах, на уроках по ознакомлению с окружающим миром нами использовались методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников эстетические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя опыт проведенных наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывал эмоциональные реакции учащихся, стремился сформировать у них личное отношение к проблеме.
На этапе формирования эстетической проблемы особую роль приобретали методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи были направлены на выявление противоречий во взаимодействии человека и природы. Стимулировали процесс развития эстетического восприятия дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам эстетического отношения к природе, знакомству с реальными местными природными условиями, поиску возможностей их решения.
На этапе теоретического обоснования способов развития эстетического восприятия природы, учитель обращался к рассказу, который позволял детям представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность учащихся при этом стимулировала моделирование эстетических ситуаций нравственного выбора, которые обобщали опыт принятия решений учащимися, формировала ценностные ориентации, развивала эстетические интересы и потребности школьников. Кроме того, нами активизировалась потребность школьника в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяло компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов эстетического отношения к природе.
Реализация задач развития эстетического восприятия на уроках по ознакомлению с окружающим миром требовала пересмотра форм и методов обучения. Большинство учителей, работающих в начальных классах, отдаёт предпочтение методам, формам и методическим приёмам обучения, рассмотренным Н.А. Фроловой и Л.С. Квасцовой:
- стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, для чего используются на уроках сюжетно-ролевые игры, беседы, доклады учащихся, викторины;
- развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека, для чего привлекаются методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, опыт, лабораторная работа, беседа, наблюдение – традиционные методы;
- формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания – проблемный подход к процессу обучения;
- вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы – восстановление леса, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, плакаты).
Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают сюжетно-ролевые игры. Урок-игра как метод экологического воспитания – это игра, специально организованная учителем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, как «Курочка Ряба», «Красная Шапочка», «Доктор Айболит» и др. В этом случае литературный герой, привнесенный в педагогический процесс, персонаж с определенным характером и формой выражения имеет решающие дидактические задачи.
Информация о ообразовании:
Понятие об искусстве. Виды, жанры изобразительного искусства
Как известно, виды, искусства можно объединить в следующие группы: пластические, временные и синтетические. Пластические искусства – это пространственные искусства, произведения имеют предметный характер, создаются путем обработки материала и существуют реальном пространстве. К пластическим искусст ...
Теоретические основы применение наглядности
Сделать процесс обучения наглядным (следовательно и понятным) значит подвести неизвестное под известное. Глядя на яблоко, мы идентифицируем его форму (близкую к сфере), объем (в диаметре приблизительно 6-8 см), цвет (красно-зеленый), твердость (чувствуется на ощупь), то есть сложный объект разложил ...
Приемы работы над орфограммой
Начиная с первого класса, проводится постоянная работа по запоминанию, заучиванию слов и орфограмм. Запоминаются слова и непроверяемые, и проверяемые: последние в ассоциативных парах (или группах) с проверочными словами: "луг-луга". Многие слова, которые в начальных классах усваиваются в ...