На уроках окружающего мира учитель не только сообщает детям новые сведения, но и уточняет и закрепляет уже имеющиеся у них знания. Уроки данной тематики нужно строить так, чтобы в этом процессе осуществлялось не только ознакомление детей с природой родного края, но и развитие познавательных способностей (наблюдательность, мышление) и речи детей, обогащение их словаря, воспитание интереса и любви к природе. Для этого используются разнообразные методы наблюдение натуральных природных объектов, картин, иллюстраций, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественных произведений, рассказы, беседы и др.
Изучая природу наблюдая предметы и явления внешнего мира, дети сравнивают их, пытаются делать простейшие обобщения, задумываются над причинами происходящих явлений. При этом их ум упражняется в анализе и синтезе получаемых сведений, в умении находить черты сходства и различия в предметах и явлениях, в обобщении сходных черт. Все это имеет большое значение для развития умственных способностей, особенно логического мышления детей, учащихся. Великий педагог К.Д.Ушинский подчеркивал необходимость использования в преподавании природных объектов и явлений, считая, что дети должны не только понимать прочитанное о природе, но и научиться правильно, рассматривать предметы природы, замечать их отличия и особенности. Учитель обязан научить детей раньше наблюдать, затем обобщать свои наблюдения и делать умозаключения. Ушинский указывает, почему он выбрал для «Детского мира» преимущественно предметы из естественной истории, считая эти предметы самыми удобными для того, чтобы приучать детский ум к логичности, что и составляет главную цель чтений и рассказов. Он считал предметы природы «самыми удобными для того, чтобы приучить детский ум к логичности …логика природы есть самая доступная и полезная логика для детей».
Таким образом, главная задача в развитии эстетического восприятия средствами природы - это пробуждение у детей младшего школьного возраста эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать ребенка умнее, духовно богаче, внимательнее. Наилучшими в развитии восприятия при общении с природой являются словесные и действенные приемы, вызывающие положительные эмоции и интерес к природным явлениям. Окружающий мир в начальных классах школы особенно важно потому, что все дети изучают и познают многообразный мир природы. Все они ведут наблюдения, заботятся и охраняют природу, становятся ее исследованиями, добрыми друзьями, начиная с первого года обучения. Рассказы учителя, экскурсии, наблюдения над явлениями природы, посильная деятельность и творчество детей – все это пробуждает у детей чувство любви к родной природе, желание быть ее добрым другом. Глубокое эстетическое воздействие окажут на детей и произведения искусства, раскрывающие в художественном образе мир природы
Эстетическое восприятие – это целостный процесс переживания человеком эстетического объекта, его качеств и свойств. В основе такого восприятия лежит непосредственная эмоциональная реакция, в результате которой происходит формирование эстетического чувства. Эстетическое чувство – это чувство, сформировавшееся под воздействием эстетического восприятия, которое концентрирует в себе все богатства природной сущности человека: в нем представлен весь его индивидуальный, социальный и духовный опыт. Такое восприятие нацелено на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно - эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием.
Работа по развитии эстетического восприятия построена с учетом присущих младшим школьникам эмоциональной отзывчивости, любознательности и, вместе с тем, способности овладевать теоретическими знаниями. Ее экологическую направленность определяют идеи многообразия и экологической целостности природы, единства природы и человека. Предшествующий опыт живого общения с природой дает ребенку возможность легче осмыслить, эмоционально воспринять рассказ, стихотворение, сказку, побуждает выразить свое отношение к ним. При этом ставится задача не только ознакомления ребенка с ближним и дальним природным окружением, но и обогащения его социального опыта, опыта коммуникативного взаимодействия с окружающими.
Информация о ообразовании:
Условия реализации профессиональных образовательных программ
Кадровое обеспечение образовательных программ В ПУ-73 сложился стабильный коллектив преподавателей и мастеров п/о. Образовательный процесс, учебно-методическую и воспитательную работу осуществляет 46 человек. Все преподаватели и мастера п/о имеют высшее образование. Кадровый состав соответствует ли ...
Причины, механизмы и симптоматика нарушений письма у младших школьников
По мнению А.Н. Корнева, трудности в обучении письму возникают как результат трех групп явлений: биологической недостаточности мозговых систем, входящих в систему письменной речи, возникающей на этой основе функциональной недостаточности и средовых условий, предъявляющих повышенные требования к отст ...
Планирование коррекционной работы для обследуемых детей
дизартрия произносительный фонематический коррекционный Коррекционная работа должна строиться на индивидуальных и личностных особенностях, учитывая возможности ребенка. Таблица №7 Рекомендации по коррекционной работе для Лизы Моторная сфера Звукопроизношение Развитие общей моторики, зрительно – про ...