Развитие образного мышления

Страница 1

Среди программ АНО «Сибирский центр инновационных педагогических технологий» числится инновационная образовательная технология «Образ и мысль», являющаяся национальным вариантом американской программы «Стратегия визуального мышления». Ее цель — содействовать развитию способности детей к глубокому, личностному восприятию художественных ценностей, установлению собственной, естественной системы связей с искусством, которая будет служить основой для их дальнейшего развития. Исходным материалом служат произведения искусства миро вой художественной культуры. Дети самостоятельно, без вмешательства взрослых, рассматривают произведения, высказывают свои наблюдения и в меру своих возможностей приближаются к постижению их многогранного содержания. Уникальным педагогическим инструментом общения начинающего зрителя с искусством выступает особым образом организованная фасилитированная групповая дискуссия. Содержанием общения являются особенности совместного восприятия детьми произведения изобразительного искусства. Занятия развивают навыки визуального восприятия, аргументации, способствуют эстетическому развитию, развитию речи, логического мышления, формированию культуры дискуссии. Фасилитированная дискуссия — коллективное обсуждение произведения или другого наблюдаемого объекта (например, природного явления), опирающееся на определенную последовательность вопросов, задаваемых учителем в соответствии с особенностями развития визуального мышления и технику перефразирования мысли ребенка.

Новая технология имеет также диагностическую функцию и терапевтический эффект, с одной стороны, она выявляет проблемные зоны в развитии ребенка, с другой — их корректирует. Опыт ее использования показал, что, к примеру, дети прекращают заикаться, аутичный ребенок начинает работать с классом. Программа ориентирована на педагогов начальной школы, детского сада, школ раннего развития, преподавателей мировой художественной культуры и эстетики, психологов, работников детских домов и коррек-ционных школ, колледжей и профессиональных училищ. «Образ и мысль» — это над предметный курс, который не стоит относить к одной из конкретных образовательных областей. В школе она может идти как уроки эстетического цикла или школьного компонента, факультативные занятия, занятия группы продленного дня. Занятия по программе могут быть также организованы психологом или социальным педагогом как коммуникативные тренинги и .тренинги повышения самооценки. Программа «Образ и мысль» оснащена учебно-методическим комплексом — описанием уроков и методическими рекомендациями, комплектами слайдов для преподавания курса, материалами и рекомендациями для рефлексии педагогического опыта. Программа «Стратегия визуального мышления» предлагает совершенно новый метод в области образования обучение мастерству и технике познания через процесс созерцания предметов искусства. Эта программа, рассчитанная на три года, предоставляет детям возможность исследовать и обсуждать широкий спектр произведений изобразительного искусства. Программа совершенствует эстетическое восприятие детей, развивает их способность исследовать и анализировать незнакомый им материал. Дети учатся обосновывать свою точку зрения и учитывать мнение других, что углубляет их способность к аргументации.

В 1993 г. санкт-петербургские ученые, искусствоведы и психологи, изучив американскую программу «Стратегия визуального мышления» (VTS), решили перенять полезный опыт. Отечественный вариант получил название «Образ и мысль». Ученые из Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства Л. М. Ванюшкина и Л. Ю. Копылов известны как соавторы и разработчики курса мировой художественной культуры, авторы учебников по истории и рабочих тетрадей по мировой художественной культуре, получивших высокую экспертную оценку. Работа, проделанная ими по адаптации, была очень большой — от первоисточника оставляли одну только голую идею. Различие социокультурных условий России и США не позволяло механически переносить программу целиком. Педагоги взяли VTS как очень локальную педагогическую технологию и пристроили все остальное: содержание, методологию, психолого-педагогическое обоснование, систему критериев эффективности, педагогический мониторинг. Отдельно создавалась программа подготовки педагогов. Она стартовала в июне 1999 г. в Санкт-Петербурге.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Примерные разработки для внеклассной воспитательной работы «Разработка Акции протеста «Нет СПИДу и наркотикам» с использованием ИКТ»
Также для подтверждения практической значимости информационных технологий хотелось предложить акцию по профилактике СПИДа и наркомании, которую подготовили и провели учащиеся Восточно-Европеского лицея города Саратова совместно с психологом Журавлевой Ольгой Николаевной. Одна из проблем распростран ...

Использование на уроках трудового обучения по профилю «Цветоводство», элементов проектной деятельности, вовлечение учащихся с разными уровнями подготовки в коллективную работу
Работая педагогом трудовой деятельности по профилю «Цветоводство и декоративное садоводство» в коррекционной школе, где очень много проблемных детей, не только с умственной отсталостью, но и девиантным поведением. Создавать мотивацию для них очень трудно, но возможно. Так для учащихся 7-8 классов, ...

Рисование красками как вид художественно-творческой деятельности
Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне. Рисование - более сложное средство изображения, чем лепка и аппликация. Рисование красками, ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru