Не будем сводить социализацию лишь к адаптации - приспособлению человека к обществу, ко всем существующим в нем нормам ("хорошим" и плохим). Подобная трактовка является следствием таких широких определений социализации, какую, например, дает известный американский социолог Т.Парсонс, определяющий социализацию как "интернализацию культуры общества, в котором ребенок родился". Здесь мы еще раз видим необходимость сфокусировать внимание при определении социализации именно на нормах морали и права. В противном случае в качестве "продукта" такой социализации могли бы получить приспособленца. К приспособлению относится и знание о правовых и моральных нормах, о традициях и обычаях, об эстетических и других общепринятых нормах, и даже принятие всего этого - если при этом не происходит принятия высших ценностей и идеалов. Вот пример такого приспособления, приводимый Л.С.Выготским: "Приспособленным к среде окажется и ловкий карьерист, делец и жулик, который великолепно учитывает малейшее раздражение среды, умеет на него реагировать подходящей реакцией и успевает удовлетворить все свои жизненные потребности и при этом испытывает максимальное чувство самоудовлетворения, которое выражается в положительном эмоциональном эффекте и доставляет ему возможность всякий раз быть господином положения.
Рождение не обеспечивает автоматического включения человека в деятельность общества. Ребенок рождается с предрасположенностью к социальности, но существом социальным он становится постепенно.
В американской социологии прослеживается тенденция отождествления процесса социализации с процессом "штамповки" личности, "производства" стандартного человека, максимально приспособленного к существующему обществу. В период модернизации российского образования (80-90 гг.) Наметилась противоположная тенденция - на социализацию стали возлагать надежду как на средство преодоления "формирования" личности по общественно заданным образцам, стали отождествлять понятия "социализация" и "воспитание" и даже избегать термина "воспитание", полагая, что новая концепция поможет развитию творческой, свободной, самоопределяющейся личности. Эти намерения заслуживают одобрения. Но термин "социализация" для этого мало пригоден, он как раз и подчеркивает особую значимость "социально-нормативного" результата - непременного освоения "правил поведения" общества и в обществе.
Социализация включает в себя такие социальные механизмы, как обучение, воспитание, освоение социальных ролей, взросление, адаптации.
Существуют и психологические механизмы социализации: идентификация, подражание, внушение, социальная фасилитация, конформность, стыд, чувство вины, раскаяние. Так как в литературе нередко смешивают понятия социализации и воспитания, то представляется целесообразным представить их соотношение схематически.
И социализация, и воспитание включают в себя освоение нравственных норм. Но социализация направлена прежде всего на развитие духовного здоровья общества, а воспитание - на развитие духовности в личности. Другое дело, что первое без второго невозможно. Когда общество не стремится к поддержанию своего духовного здоровья, социализация в нем во многом заменяется простой адаптацией. Поддержание общества основано на его стремлении к здоровью, устойчивому саморазвитию, гармоничности свободы, прав и обязанностей личности и социальных институтов. Если же все это поддерживается в основном принудительными, силовыми мерами, это говорит о нездоровье общества.
Информация о ообразовании:
Организация и проведение экспериментального
исследования
экономический школьник мышление педагогический Анализ проблем преподавания экономики в общеобразовательной школе позволяет сформулировать основные проблемы в преподавании этой науки. Во-первых, экономическое образование у нас должно строиться на принципе опережения. Процесс становления рыночной эко ...
Использование
в работе с дошкольниками произведений белорусских поэтов и писателей
природоведческий дошкольник литература художественный Большинство стихов белорусских поэтов посвящены родной природе, именно поэтому они позволяют воспитать у ребенка любовь к родной природе, воспринимать окружающую красоту, способствовать ее сохранению и приумножению. Многие из стихов носят познав ...
Соотношение ОФП и СПФ в подготовительном периоде у биатлонисток юниорской сборной
РБ за 2006-2007гг
В подготовительном периоде биатлонистками применялись следующие средства тренировки: - общеразвивающие гимнастические упражнения (ОРУ) , игровые виды спорта ( баскетбол , ручной мяч, теннис и т.д., кроме этого различные подвижные игры ) , велосипед , плаванье , гребля , силовые упражнения , кроссов ...