Получение и свойства кислорода

Страница 1

В начале урока нужно проверить, как учащиеся подготовлены к выполнению опытов, предложив некоторым из них рассказать и показать, как они будут получать кислород и собирать его в банку, а также сжигать в нем уголь.

После этого учащиеся приступают к работе. Учитель наблюдает и фиксирует свои наблюдения в карточке, содержащей следующий перечень приемов и операций:

Насыпание в пробирку перманганата калия.

Вкладывание ваты в пробирку.

Закрывание пробирки пробкой с газоотводной трубкой.

Проверка герметичности прибора.

Укрепление пробирки в лапке штатива.

Обращение со спиртовкой или газовой горелкой.

Нагревание пробирки с перманганатом калия.

Проверка выделения кислорода.

Собирание кислорода в банку путем вытеснения воздуха.

Сжигание угля.

Обнаружение углекислого газа.

Порядок и чистота на столе.

Необходимо стремиться к тому, чтобы все ошибки, допущенные учащимися, были исправлены. Только при этом условии может происходить закрепление умений и совершенствование приемов работы. После проведения опытов учащиеся должны составить отчет о работе под руководством учителя. Отчет может быть выполнен в следующих видах:

1 уровень – в виде рисунков с описанием наблюдений, цифровыми пояснениями под рисунками и уравнениями реакций.

2 уровень - в текстовой форме или в виде таблицы – на выбор учащихся.

Рисунок прибора или описание действий

Наблюдения

Объяснения наблюдений

После нагревания перманганата калия тлеющая лучинка у отверстия газоотводной трубки вспыхнула

Выделяется кислород:

2KMnO4 ® K2MnO4 + MnO2 + O2

С + О2 ® СО2

Упрощенным вариантом этой работы или дополнением к ней для учеников 2-3 уровней может быть получение кислорода каталитическим разложением пероксида водорода. В этом случае важно предварительно предупредить детей о необходимости быстро и четко обнаруживать кислород в сосуде тлеющей лучинкой, так как реакция заканчивается довольно быстро. Чтобы не допустить быстрого ухода кислорода из сосуда, лучше проводить этот опыт в небольшой конической колбе с узким горлом: с началом выделения газа тлеющая лучинка вносится внутрь колбы, вспыхивает, затем быстро гасится, и опыт повторяется снова. Элемент занимательности и соревновательности придает подсчет вспышек лучинки за каждым ученическим столом. Пероксид водорода для этого опыта ученики по предложению учителя могут заранее приобрести в аптеке и принести в класс перед практической работой.

Инструкция к работе

Оборудование:

пробирка с порошком перманганата калия;

рыхлый комочек ваты;

пробка с изогнутой газоотводной трубкой;

спиртовка, спички, лучинка;

штатив с лапкой;

2 стакана.

Соберите прибор для опыта, как показано на рисунке.

Осторожно нагревайте перманганат в пробирке, предварительно обогрев всю пробирку (для чего это делается?). Через 1-2 минуты проверьте, но появился ли в стакане кислород – опустите в стакан тлеющую лучинку.

Виден ли кислород? Есть ли у него цвет, запах?

Нагревая пробирку еще 2-3 минуты, соберите в стакан побольше кислорода. В момент наполнения стакана газом лучинка у верхнего края стакана будет вспыхивать. Затем осторожно уберите этот стакан из-под газоотводной трубки и так же осторожно «перелейте» газ из него во второй стакан. Как доказать, что во втором стакане появился кислород?

5.Составьте в тетради рассказ «Как я получал и изучал кислород».

Задания для 2 уровня

1.Подумайте над вопросами:

а)Для чего в пробирку вставляется вата?

б)Как еще можно получить кислород в лаборатории

в)В одинаковых стаканах под крышками находятся кислород, азот, углекислый газ и воздух. Как распознать, где какой газ?

2.Что нужно добавить в колбу, где закончилось выделение кислорода из пероксида водорода: пероксид водорода или диоксид марганца? Почему? Проверьте свои предположения на опыте.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Подготовка кадров для организации дополнительного образования
Современный уровень педагогической науки и педагогического опыта в области дополнительного образования значительно опережает уровень подготовки будущих педагогов дополнительного образования. Необходимым условием нормального функционирования системы дополнительного образования является формирование ...

Формы методы и приемы принципа толерантности, применяемые в социально-педагогической деятельности
Осваивая любую профессиональную деятельность, будущий специалист, прежде всего, знакомится с тем видом деятельности, которым ему предстоит заниматься в дальнейшем. Так, чтобы стать учителем физики, необходимо изучить законы физики, знать, что доступно для усвоения учащимися, какие знания могут изуч ...

Закономерности усвоения учебного материала
Усвоение учебного материала идет по определенным закономерностям. Выполнение учеником любых учебных заданий осуществляется на основе ранее усвоенной информации о способе решения подобных задач. Эффективность деятельности ребенка определяется степенью усвоения информации о способах деятельности и на ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru