История возникновения ВУЗов и способы управления ими

Подробно о педагогике » Социально-исторический опыт управления учебным заведением » История возникновения ВУЗов и способы управления ими

Страница 2

Такие крупнейшие подразделения возглавляются деканами. Они могут представлять собой также и самостоятельные высшие учебные заведения, присваивающие степени магистра. Название "школа" не должно ввести россиянина в заблуждение. Понятие школа в контексте западной системы образования включает все ступени вплоть до самых высших.

Более мелкие подразделения, соответствующие кафедрам российских вузов, - департаменты (departments), возглавляемые заведующими (heads of departments).

В выработке политики в области образования, составления и совершенствования учебных программ, а также в области присвоения ученых степеней профессорско-преподавательский состав участвует, как правило, через соответствующие структуры в рамках администрации университета. Что касается бюджетных вопросов, управления фондами и ресурсами, принятия принципиально новых учебных программ и планов на долгосрочное развитие, а также другие вопросы стратегического характера, то они решаются администрацией во главе с президентом.

Председатели вышеупомянутых комитетов и комиссий, деканы, вице-президенты и другие администраторы высшего и среднего звена назначаются президентом, а не избираются демократическим путем, и также могут быть смещены вышестоящим административным руководством. Этот принцип выглядит довольно недемократичным, но история развития структур и совершенствование системы управления университетами свидетельствуют о том, что чрезмерно демократический способ управления университетом приводит, как правило, к ухудшению управления.

Если просмотреть успешно развивающиеся университеты, можно легко обнаружить, что во главе этих университетов чаще стоят талантливые администраторы, нежели известные ученые. И очень часто можно встретить, что отношения между президентом и администрацией университета, с одной стороны, и профессорско-преподавательским составом - с другой довольно-таки натянутые. Объяснение этому факту также не трудно увидеть. Дело в том, что интересы администрации и интересы профессорско-преподавательского состава довольно сильно отличаются.

Администраторам важно, чтобы университет успешно развивался экономически и академически, был привлекательным для будущих абитуриентов, чтобы студенты, поступившие в университет, были довольны качеством преподавания и создавали положительный имидж данного учебного заведения. А преподаватели больше заинтересованы в том, чтобы иметь комфортные условия для преподавания и им оставалось бы больше времени для их более интересных академических и иных форм деятельности, таких, как научная работа, публикация их статей, монографий и консалтинговые услуги.

Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика – Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765). В 1940 году, в дни празднования 185-летнего юбилея, университету было присвоено имя М.В. Ломоносова.

Еще в 1724 году при Петербургской Академии наук, основанной Петром I, были учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных кадров. Но академические гимназия и университет с этой задачей не справились. Поэтому М.В. Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета. Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, покровительствовал развитию русской науки и культуры, помогал многим начинаниям М.В. Ломоносова.

После ознакомления с представленным И.И. Шуваловым и М.В. Ломоносовым проектом нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета 25 января 1755 года. Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 7 мая 1755 года. С тех пор эти дни традиционно отмечаются в университете студенческими празднованиями, к ним приурочены ежегодная научная конференция «Ломоносовские чтения» и дни научного творчества студентов.

В соответствии с планом М.В. Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. В отличие от университетов Европы в Московском не было богословского факультета, что объясняется наличием в России специальной системы образования для подготовки служителей православной церкви. Профессора читали лекции не только на общепризнанном тогда языке науки – латыни, но и на русском языке.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Система работы по развитию слухового восприятия у слабослышащих учащихся
Система развития слухового восприятия слабослышащих старшеклассников включает: Работа по развитию восприятия шепотной речи. Работа над развитием лексико-грамматических категорий. Работа над расширением словаря (терминология). Работа над текстом: художественным, научно-популярным, научным. Специфиче ...

Выявление изменений в умении образовывать глаголы детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи
Задачи контрольного этапа: оценить уровень изменений в умении образовывать слова-действия детьми базовой группы; сравнить начальные и конечные показатели и выявить изменения по уровню развития умений образовывать глагольные формы детьми базовой группы. Задания для контрольного опроса распределены а ...

Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с синдромом раннего детского аутизма
«Аутизм (от латинского слова authos — сам) проявляется как отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой в целом». Аутизм – это психическое расстройство, характеризующееся выраженным де ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru