Актуальность темы исследования обусловлена проблемами развивающейся системы образования в Российской Федерации; положениями Закона «Об образовании» РФ, «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.». Новейшими научными достижениями в педагогике, психологии, теории и практике управления образовательными учреждениями, работающими в режиме развития; необходимостью обновления содержания образования на основе государственных образовательных стандартов, базисного учебного плана; внедрением в практику обучения современных парадигм образования, инновационных технологий, ориентированных на личность школьника.
В условиях личностно-ориентированного обучения образовательный процесс приобрел конкретное смысловое значение и технологическое очертание. Проблемы обучения, воспитания и управления на данном этапе развития образовательного учреждения относятся к числу тех, разработка которых требует системного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов. Системообразующий фактор педагогической системы - управление, а искусство управления процессом обучения и, в частности, учебно-познавательной деятельностью учащихся - это педагогический менеджмент, т. е. совокупность принципов, методов, организационных форм, технологических приемов управления образовательным процессом, способствующих повышению его эффективности и качества. Управление как родовое понятие характеризует упорядочение взаимодействия определенного множества элементов или составных частей природы, общества, самого человека.
Управление (в латинском языке - regere, в английском - control, management, во французском - administration, в немецком - Regierung) в буквальном смысле этого понятия начинается тогда, когда в каких-либо взаимосвязях, отношениях, явлениях, процессах присутствуют сознательное начало, интерес и знания, цели и воля, энергия и действия человека.
Управление находится в ряду явлений "второй" (искусственной) природы, возникших и развившихся в течение всей истории человеческой цивилизации. Оно создано людьми для сознательной саморегуляции своей жизнедеятельности и имеет в обеспечении их потребностей и интересов столь же важное значение, как семья и собственность, мораль и право, способ производства и государство, знания и информация и другие общественные институты.
Отсюда зависимость управления от уровня развития и организации человеческого потенциала. В каждый данный исторический момент управление воспроизводится соответствующим обществом, от него "берет" свою сущность, в нем реализует свои возможности, является его частью.
Управление в обществе существует в рамках взаимодействия людей, в пределах субъективного фактора. Посредством управления, прежде всего и главным образом люди связываются между собой, совместными усилиями формируют "ткань" коллективной и общественной жизни. Предметами, по поводу которых возникает управление между людьми, могут быть материальные вещи, технические средства, технологические процессы, социальные ценности, продукты духовного творчества и т.д., но сторонами в управлении могут быть только люди.
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.
Управление учебным заведением имеет свои особенности и, в тоже время строиться на общих законах и принципах управления. Первые учебные заведения появились еще в эпоху античности. С тех пор процесс управления учебным заведением претерпел значительные изменения, как и сами учебные заведения.
Таким образом, изучив социально-исторический опыт управления учебными заведениями, мы сможем, мы сможем проследить динамику развития педагогического менеджмента, выявить его особенности и значение в современной науке управления социальными заведениями.
Объектом данного исследования выступает процесс управления; предметом – процесс управления учебным заведением.
Цель работы – изучить социально-исторический опыт управления учебным заведением. Для достижения поставленной цели мы определяем следующие задачи:
Рассмотреть основные понятия управления: «организация», «структура управления».
Изучить принципы и законы управления.
Рассмотреть понятие «педагогический менеджмент» и выявить его особенности.
Изучить историю появления и развития образовательных учреждений
Определить особенности управления школой
Определить особенности управления ДОУ
Рассмотреть историю возникновения ВУЗов и развитие системы управления ими.
Определить особенности управления высшими учебными заведениями.
Проблема, рассматриваемая в данной квалификационной работе, рассматривалась в трудах различных отечественных и зарубежных авторов. Так, вопросы о структуре и функциях организации рассмотрены в книгах «Менеджмент», автор Большаков А.С., «Учебник по менеджменту» Орлова А.И.. Закоы управления рассматриваются в труде Тейлор У «Научная организация труда».
Основы педагогического менеджмента, его особенности и функции рассматривались в работах таких авторов, как Анохин П.К. «Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем», Баскаев Р.М. «О тенденциях изменений в образовании и переходе к компетентностному подходу», Бежанишвили А.З. «Оптимизация управления образовательными системами. Профессиональная компетентность руководителя и педагога-исследователя», Гольдштейн Г.Я. «Основы менеджмента», «Технологии современной дидактики в процессе управления методической работой в школе», Шатон Г.И. «Теоретический анализ проблемы управления образовательными системами».
Становление и развитие современной системы среднего образования, и вопросы, связанные с развитием системы управления общеобразовательными учреждениями рассмотрены следующими авторами: Буров А.А. «Петербургские «русские школы» и распространение грамотности среди рабочих в первой половине XVIII века»; Демков М.И. «История русской педагогики»; Джуринский А.Н. «Зарубежная школа: история и современность»; Днепров Э.Д. «Современная реформа образования в России: исторические предпосылки, теоретические основания, этапы подготовки и реализации»; «Информация о состоянии дошкольного образования в Российской Федерации»; Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф., "История педагогики"; Корнетов Г.Б. «Развитие историко-педагогического процесса в контексте цивилизационного подхода», «Очерки истории школы и педагогический мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в», «Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Ч. П. Гл. II», Пискунов А.И. «Очерки по истории прогрессивной немецкой педагогики конца XVIII – начала XIX века», Сапунов Б.В. «Истоки русской школы», Фру мое С. А. «Борьба за демократизацию французской школы в период революции 1848 г», «Французская школа и борьба за ее демократизацию. 1850—1870». Особенности управления среднеобразовательными и дошкольными учебными заведениями рассмотрены в таких работах, как «Среднее и среднее специальное образование в современной Англии» Барбарина А.А., «Оптимизация управления образовательными системами. Профессиональная компетентность руководителя и педагога-исследователя» Бежанишвили А.З., «Управление образовательным процессом в современных условиях: инновации и проблемы моделирования» Буданов В.Г., Журавлев В.А., Харитонова В.А., «Школа и педагогика США до второй мировой войны» Гончаров Л. Н., «Школьная реформа между «вчера» и «Завтра»» Днепров Э.Д., «Современная школа в США» Малькова З.А., «Образовательные инновации», «Государственная политика управления» Понамарева Н.Л., Смирнов Б.М., «Педагогическая мысль современной Франции» Вульфсон Б.Л.
Возникновение университетов и складывание системы управления ими затрагиваются в исследования следующих авторов: Дидро Д. «План университета или школы публичного преподавания всех наук для Российского правительства», Иванов А.В. «Высшая школа в России в конце XIX – начале XX века», Коптелова Е. «О Кембридже». История возникновения Московского Государственного Университета подробно описана на сайте МГУ.
Особенности управления высшими учебными заведениями затрагиваются в следующих научных материалах: «Проблемы оптимизации высшего образования (на модели менеджмента и психологии)» Гримблат С.О., Сосин И.К.; Грудзинский А.О. «Стратегическое управление университетом: от плана к инновационной миссии», Журавлева О.Б., Крук Б.И., Соломина Е.Г. «Управление Интернет-обучением в высшей школе»; Ибрагимов И.М. «Информационные технологии и средства дистанционного обучения»; «Инновационный университет: новый подход к управлению»; Князев Е.А. «Реформирование управления: что об этом думают в Казанском университете»; Лукин В.Л. "Права человека и модернизация российского образования". Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; «Мониторинг экономики системы образования»; «Образование в Российской Федерации»; «Педагогические технологи дистанционного обучения»; «Современные педагогические и информационные технологии в системе образования» Полаг Е.С., Бухаркина М.Ю; Трайнев В.А., Трайнев И.В. «Информационные коммуникационные педагогические технологии (Обобщения и рекомендации)»; Третьяков П.И., Митин С.Н., Бояринцева Н.Н. «Адаптивное управление педагогическими системами».
Структура данной квалификационной работы определяется введением, тремя главами, включающихся в себя 9 параграфов (Глава 1 – 4 параграфа, глава 2 – 3 параграфа, глава 3 – 2), заключением и списком литературы и источников.
Исходя из того, что данное исследование ограничено рамками квалификационной работы оно не претендует на всеобщее исследование социально-исторического опыта управления учебным заведением.
Информация о ообразовании:
Образование и ценности
Что такое ценности? Существует два основных понятия: 1) все то, что имеет значимый характер – все результаты и продукты духовной деятельности; 2) духовные образования – идеология, цели, представления о должном, прекрасном и истинном. В современной культуре также существует понятие приоритетных, общ ...
Понятие «личностно-ориентированное обучение» в психолого-педагогической
литературе
Понятие «личностно-ориентированное обучение», вошедшее в 90-е годы в педагогический арсенал без своей четкой дефиниции, по-нашему мнению, может быть определено при рассмотрении таких категорий, как: индивид, индивидуальность (индивидуальный подход), личность. При этом в конкретных исторических усло ...
Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития
Детям этого возраста весьма полезно знакомиться с рассказами из Ветхого и Нового Завета и житий святых, в которых поднимается вопрос семейных конфликтов, как, например, конфликт Иосифа с братьями, роль старшего сына в притче о блудном сыне и др., причем важно разобраться в мотивах обеих сторон. Пол ...