Количественные показатели на основании использования всех трёх методик представлены в таблице 5.
Таблица 5. Сводная таблица результатов констатирующего исследования
Методики |
Уровни (в %) | |||||
Высокий |
Средний |
Низкий | ||||
Количество детей |
% |
Количество детей |
% |
Количество детей |
% | |
Изучение уровня произвольной образной памяти |
8 |
27.59 |
13 |
44.85 |
8 |
27.59 |
Узнаём фигуры |
9 |
31,5 |
12 |
41.4 |
8 |
27.59 |
"Веселые картинки" |
6 |
20,7 |
13 |
44,88 |
10 |
34,5 |
Рис 4. Результаты констатирующего исследования
Итак, результаты психодиагностического исследования позволили нам выделить следующие особенности развития образной памяти у детей старшего дошкольного возраста:
- выявленные три уровня развития образной памяти старших дошкольников представлены практически пропорционально;
- продуктивность памяти снижена;
- запоминание осуществляется с опорой на частичный способ;
- дети чаще воспроизводят схожее с эталоном изображение;
- им легче запоминать и воспроизводить изображение конкретных предметов, чем абстрактных;
- имеются большие индивидуальные различия в скорости запоминания и воспроизведения материала;
- чаще дети используют такие приёмы запоминания как вербализация и ассоциации (по сходству, по противоположности); при этом дошкольники со средним уровнем развития памяти применяют открытую вербализацию чаще, чем дети с высоким уровнем. Это можем объяснить тем, что дети с высоким уровнем развития памяти прибегали к внутренней вербализации. Характерным было обращение к ассоциациям по сходству. Реже дети опирались на смысловую группировку.
- воспитанники не всегда удерживают до конца выполнения задания мнемическую задачу;
- часто у детей отмечается отсутствие заинтересованности в выполнении задания;
- старшие дошкольники в процессе диагностики проявляли тревожность, неуверенность в поведении;
- у детей отмечалась сниженная произвольность поведения, усидчивость и внимание.
С учётом общих закономерностей развития и специфических особенностей мнемической деятельности старших дошкольников нами была составлена программа по развитию у них образной памяти. Программа впоследствии была апробирована на данной категории детей.
Информация о ообразовании:
Метод консультативного обучения
Чтобы учить студентов поколения пепси, в лексиконе которых отсутствует слово «дисциплина», преподаватель Л. Шуткин из МИРЭА предлагает использовать новую технологию преподавания, которую он назвал методом консультативного обучения. Его вызвала к жизни практика посещения университетских лекций. Она ...
Особенности цветовосприятия и цветоощущения. Физиологическое, оптическое и
эмоциональное воздействие цвета
Вот поблескивающие разноцветием акварельные краски. Они называются медовыми, вкусно пахнут, их даже хочется лизнуть. Вот цветная бумага, из которой можно вырезать квадратики, треугольники, кружки, прямоугольники, овалы. А если наклеить эти фигурки на лист картона, то получится картинка. Вот детали ...
Результаты обследования фонематического слуха и
фонематического восприятия
Анализ состояния функций фонематического слуха и фонематического восприятия. Результаты обследуемых функций фонематического слуха и фонематического восприятия показали, что независимо от того, что у обследуемых детей имеются нарушения артикуляционной моторики и звукопроизношения данный навык сформи ...