В процессе работы с «образовательной картой» территории необходимо использование различных форм и методов с учетом доступности ресурсов социо-культурной среды реальные и виртуальные экскурсии, просмотр видеофильмов, самостоятельная работа с источниками информации на бумажных и магнитных носителях, посещение «Дней открытых дверей и др.), изучение школьниками возможностей и путей предпрофильной подготовки и профильного обучения в общеобразовательных школах, межшкольных учебных комбинатах и учреждениях дополнительного образования.
Предварительная диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса школьников с учетом мнения их родителей и педагогов осуществляется с помощью анкетирования, тестирования, собеседований проведение фокус-групп, других методов. К ней предъявляются следующие требования:
- возможность применения ее средств в экспресс режиме;
- «прозрачность» и доступность как процедуры, так и интерпретации результатов для педагогов и родителей;
- в случае использования профориентационных средств – возможность их адаптации к задачам профильной ориентации;
- отслеживание результативности предпрофильной подготовки «на входе» (в конце 8 или начале 9 класса) и «на выходе» (в конце 9 класса) при помощи повторного использования единого банка диагностических процедур.
Таким образом, пропедевтический этап позволяет дифференцировать массив учащихся, в соответствии с их потребностью в различных вариантах предпрофильной подготовки. (условно «хочу»)
На основном этапе реализуется содержательные линии предпрофильного курса: (условно «могу»): обучение способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности, анализ образовательных ситуаций, в которых создаются условия для выявления основных ограничителей (затруднений, проблем) свободы выбора профиля обучения; реализуются «пробы выбора профиля обучения» - серии эвристически ориентированных заданий, прогнозирующих соответствие личностной заинтересованности школьника в обучении на данном профиле, а также возможностей школьника требованиям избираемого профиля.
«Пробы выбора профиля обучения» проектируются в соответствии с предлагаемыми различными учебными заведениями общего, дополнительного и профессионального образования профильными и элективными курсами, независимо от конкретного профиля.
Проба выбора профиля обучения – это законченный цикл или серия эвристических вопросов и заданий, направленных на приобретение школьниками практического опыта познавательной деятельности, согласованной с содержанием конкретного профиля.
На заключительном этапе профильной ориентации предусматривается:
- повторное использование диагностических материалов (или отдельных их элементов, которые были использованы на пропедевтическом этапе, диагностика «на выходе»;
- работа с «матрицами» («схемами» альтернативного выбора, позволяющими формулировать, ранжировать и наглядно, «количественно» соотносить аргументы «за и против» совершаемого выбора профиля (например, школьные предметы, интересующие учащегося, успеваемость по ним; мнение родителей; сертифицированные и не сертифицированные личные достижения учащихся в основном и дополнительном образовании; советы учителей, рекомендации психологов; перспективность или престижность варианта выбора, территориальная близость места будущей учебы, материальное положение, состояние здоровья, чувствительность к эмоциональному климату на месте учебы и т.д.).
Информация о ообразовании:
Программа физического воспитания
Неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей дошкольного возраста требует эффективных мер по улучшению состояния их здоровья. Следует отметить, что наряду с позитивными процессами увеличения вариативности образовательных программ, у воспитанников дошкольных образовательных учреждений происх ...
Анализ данных экспертного опроса группы экспертов среднего образования:
кафедры и школы
График 2. Экспертные оценки специалистов среднеобразовательных учреждений Блоки профессиональной компетентности 1. Интегративные характеристики личности 4. Возрастные особенности детей 2. Общетеоретическая и практическая подготовка 5. Педагогический самоанализ 3а. Целеполагание 6. Иноязычное общени ...
Психолого-педагогические проблемы адаптации младших
школьников начальной школы
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития - кризис 7 (6) лет. Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка. Изменение внешней пози ...