В первый период занятия по развитию лексико-грамматических средств языка логопед проводит два раза в неделю, во второй — три раза, в третьем — четыре.
Содержание коррекционного обучения включает следующие задачи.
В первый период обучения:
- развитие понимания устной речи;
- подготовка к овладению диалогической формой общения;
- практическое усвоение способов словообразования (уменьшительный суффикс существительных и приставки глаголов);
- усвоение сочетаний притяжательных местоимений с существительными;
- образование глаголов повелительного наклонения;
- составление простых предложений по вопросам. Во второй период обучения:
- практическое образование относительных прилагательных;
- согласование прилагательных с существительными в роде и числе;
- изменение повелительного наклонения глаголов 3-го лица единственного числа;
Л.С. Выготский писал о том, что слово всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им, обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления. У дошкольников с ОНР нарушено не только наглядно-образное мышление, но и установление причинно-следственных связей.
Причина - это явление или совокупность явлений, которые непосредственно обусловливают или порождают другое явление (следствие). Действительные причины событий, как правило, скрыты от непосредственного восприятия, не выступают на первый план. Чтобы их установить, нужно отвлечься от второстепенного, случайного. Поэтому причинное мышление связано с выходом за пределы представляемого образа ситуации и рассмотрением ее в более широком теоретическом контексте.
Л.С. Выготский и А.Р. Лурия в своих работах указывают на особенности речи ребенка, отражающие своеобразие его мышления. Дети часто не употребляют придаточных предложений, причинные связи в их речи обычно отсутствуют. Связь «потому что» или «вследствие того» заменяется у ребенка союзом «и» («Я пошел гулять, и потом пошел дождь, потом я промок»). Сложная, системная картина мира, расположение явлений по их связи и причинной зависимости заменяются примитивным соединением отдельных признаков друг с другом. Ребенок почти не знает категорий причинности и связывает в одну цепочку и причины, и следствия, и отдельные, не имеющие к ним отношения события. Именно поэтому причина часто путается у него со следствием и перед заключением, начинающимся со слов «потому что», ребенок, оказывается беспомощным.
Устанавливать причинно-следственные связи и отображать их в речи ребенку проще, если речь идет о ситуациях, доступных его пониманию, связанных с личным опытом. В этой статье предлагаются короткие стихотворные тексты с заданиями, которые помогут детям понять причину события и выразить ее в своей речи с помощью сложноподчиненных предложений.
Информация о ообразовании:
Возможности Заволжского микрорайона в ознакомлении дошкольников с
изобразительным искусством
Международная общественная организация «Центр духовной культуры» зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации в мае 2001 года. История ее создания восходит к 80-м годам прошлого столетия. Тогда в социуме созрело понимание того, что мировая культура самоценна по своей сути, именно она ...
Геометрический материал как средство развития пространственных
представлений младших школьников
Развитие пространственного мышления ребенка является важнейшей частью его интеллектуального развития в целом, поскольку играет большую роль не только при изучении геометрии, но и при изучении других школьных предметов: рисования черчения, географии, физики и других. Наличие хорошего пространственно ...
Ученический эксперимент и его роль в ходе изучения химии
Основной целью школьного образования является создание условий для самореализации учащихся, удовлетворения познавательных потребностей каждого ученика, а также подготовка его к творческому индивидуальному труду. Важную роль в этом призван сыграть ученический эксперимент в процессе изучения школьног ...