Таким образом, для теории и практики дошкольной логопедии является актуальной проблема обеспечения дифференцированного подхода в процессе обучения чтению детей пятого года жизни, а также выделения категории дошкольников среднего возраста с общим недоразвитием речи, для которых оно может быть доступным и оказать стимулирующее воздействие на развитие речи.
По методике Фимичевой и Чиркиной эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе логопеда и воспитателя. В соответствии с «Положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи» на каждую специальную группу утверждается одна ставка логопеда и две ставки воспитателя.
Режим дня и сетка занятий логопеда и воспитателя строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционных задач.
На первом году обучения пятилетние дети с общим недоразвитием речи не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказываются не только отставание в развитии речи, но и недостаток внимания, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Поэтому целесообразно для проведения логопедических, а также частично и воспитательных занятий, делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития.
Предусматриваются следующие виды занятий:
— занятия по формированию связной речи;
— занятия по формированию произношения.
Количество этих занятий меняется в зависимости от периода обучения.
В первом периоде обучения фронтальные занятия (с подгруппой) по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю. Работа по коррекции звукопроизношения — только индивидуально.
Во втором периоде обучения речевые возможности детей возрастают: фронтальные занятия по формированию лсксико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 3 раза в неделю, а фонетические — 1 раз.
В третьем периоде акцент переносится на развитие самостоятельной связной речи, активизируется работа не только по закреплению поставленных звуков, и по овладению детьми звуковым анализом и синтезом.
Логопед работает с детьми ежедневно 4 академических часа.
В это время фронтальные занятия проводятся 6 раз в неделю: 4 раза — по формированию лексико-грамматических, средств языка и развитию связной речи и 2 раза — по формированию .правильного звукопроизношения.
Организация занятий в первой половине дня
Логопед проводит в течение недели фронтальные логопедические занятия (2 — в первый период, 4 — во второй и 6 в третьем периоде) в утренние часы: с первой подгруппой — с 9 до 9.20 и со второй — с 9.30 до 9.50. педагогический обучение недоразвитие речь
В это время воспитатель проводит занятия с параллельной подгруппой по следующим видам учебной деятельности: в первом периоде — 23 занятия по математике; во втором периоде — 4 занятия (2 по математике, 2 занятия по аппликации, лепке или конструированию); в третьем периоде — 6 занятий, из них 2 — математика, 2 — развитие речи, 2 — аппликация, конструирование или лепка. Остальные учебные занятия, предусмотренные учебным планом, проводятся воспитателем с целой группой в соответствии с сеткой занятий.
Организация работы во второй половине дня
Воспитатель во второй половине дня (15.15 — 15.45) осуществляет индивидуальную работу с отдельными детьми по заданию логопеда. Сюда входят упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию внимания и памяти, фонематического звука, слуха и восприятия.
После прогулки перед ужином в течение 20 минут воспитатель проводит фронтальные занятия со всей группой: в первом периоде — 3 занятия (рисование, развитие речи, физкультура), во втором периоде — 4 (рисование, развитие речи, физкультура, конструирование или лепка), в третьем периоде — 5 (2 музыкальных, развитие речи, физкультура или рисование).
Примерный режим дня
Подъем, утренний туалет, дежурства |
7.30-8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.30-8.55 |
Подготовка к занятиям |
8.55-9.00 |
Логопедические и коррекционно-воспитательные занятия по подгруппам и индивидуально |
9.00-13.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка |
10.00-12.30 |
Возвращение с прогулки |
12.30-12.40 |
Подготовка к обеду, обед |
12.40-13.10 |
Подготовка ко сну, дневной сон |
13.10-15.00 |
Подъем, полдник, выполнение заданий логопеда 15.00-16.00 | |
Игры, труд |
16.00-16.30 |
Прогулка |
16.30-18.00 |
Возвращение с прогулки, игры |
18.00-18.20 |
Занятия воспитателя |
18.20-18.40 |
Подготовка к ужину, ужин |
18.40-19.10 |
Спокойные игры |
19.10-20.30 |
Подготовка ко сну, сон |
20.30-7.30 |
Информация о ообразовании:
Понятие о формах организации обучения
Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации учебного процесса, их постоянного совершенствования и модернизации (обновления). Но что такое форма организации обучения как педагогическая категория и в чем состоит ее сущность? К сожалению, понятие это не ...
Особенности цветовосприятия и цветоощущения. Физиологическое, оптическое и
эмоциональное воздействие цвета
Вот поблескивающие разноцветием акварельные краски. Они называются медовыми, вкусно пахнут, их даже хочется лизнуть. Вот цветная бумага, из которой можно вырезать квадратики, треугольники, кружки, прямоугольники, овалы. А если наклеить эти фигурки на лист картона, то получится картинка. Вот детали ...
Информационные технологии в воспитательном процессе
В последнее время новые технологии охватили практически все сферы человеческой деятельности. Новые потребности повлияли на человеческие ценности. Возникла необходимость применения ИКТ в качестве инструмента общения, для повышения доступности информации и других аспектов. Безусловно, каждый согласит ...