Таким образом, для теории и практики дошкольной логопедии является актуальной проблема обеспечения дифференцированного подхода в процессе обучения чтению детей пятого года жизни, а также выделения категории дошкольников среднего возраста с общим недоразвитием речи, для которых оно может быть доступным и оказать стимулирующее воздействие на развитие речи.
По методике Фимичевой и Чиркиной эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе логопеда и воспитателя. В соответствии с «Положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи» на каждую специальную группу утверждается одна ставка логопеда и две ставки воспитателя.
Режим дня и сетка занятий логопеда и воспитателя строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционных задач.
На первом году обучения пятилетние дети с общим недоразвитием речи не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказываются не только отставание в развитии речи, но и недостаток внимания, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Поэтому целесообразно для проведения логопедических, а также частично и воспитательных занятий, делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития.
Предусматриваются следующие виды занятий:
— занятия по формированию связной речи;
— занятия по формированию произношения.
Количество этих занятий меняется в зависимости от периода обучения.
В первом периоде обучения фронтальные занятия (с подгруппой) по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю. Работа по коррекции звукопроизношения — только индивидуально.
Во втором периоде обучения речевые возможности детей возрастают: фронтальные занятия по формированию лсксико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 3 раза в неделю, а фонетические — 1 раз.
В третьем периоде акцент переносится на развитие самостоятельной связной речи, активизируется работа не только по закреплению поставленных звуков, и по овладению детьми звуковым анализом и синтезом.
Логопед работает с детьми ежедневно 4 академических часа.
В это время фронтальные занятия проводятся 6 раз в неделю: 4 раза — по формированию лексико-грамматических, средств языка и развитию связной речи и 2 раза — по формированию .правильного звукопроизношения.
Организация занятий в первой половине дня
Логопед проводит в течение недели фронтальные логопедические занятия (2 — в первый период, 4 — во второй и 6 в третьем периоде) в утренние часы: с первой подгруппой — с 9 до 9.20 и со второй — с 9.30 до 9.50. педагогический обучение недоразвитие речь
В это время воспитатель проводит занятия с параллельной подгруппой по следующим видам учебной деятельности: в первом периоде — 23 занятия по математике; во втором периоде — 4 занятия (2 по математике, 2 занятия по аппликации, лепке или конструированию); в третьем периоде — 6 занятий, из них 2 — математика, 2 — развитие речи, 2 — аппликация, конструирование или лепка. Остальные учебные занятия, предусмотренные учебным планом, проводятся воспитателем с целой группой в соответствии с сеткой занятий.
Организация работы во второй половине дня
Воспитатель во второй половине дня (15.15 — 15.45) осуществляет индивидуальную работу с отдельными детьми по заданию логопеда. Сюда входят упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию внимания и памяти, фонематического звука, слуха и восприятия.
После прогулки перед ужином в течение 20 минут воспитатель проводит фронтальные занятия со всей группой: в первом периоде — 3 занятия (рисование, развитие речи, физкультура), во втором периоде — 4 (рисование, развитие речи, физкультура, конструирование или лепка), в третьем периоде — 5 (2 музыкальных, развитие речи, физкультура или рисование).
Примерный режим дня
Подъем, утренний туалет, дежурства |
7.30-8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.30-8.55 |
Подготовка к занятиям |
8.55-9.00 |
Логопедические и коррекционно-воспитательные занятия по подгруппам и индивидуально |
9.00-13.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка |
10.00-12.30 |
Возвращение с прогулки |
12.30-12.40 |
Подготовка к обеду, обед |
12.40-13.10 |
Подготовка ко сну, дневной сон |
13.10-15.00 |
Подъем, полдник, выполнение заданий логопеда 15.00-16.00 | |
Игры, труд |
16.00-16.30 |
Прогулка |
16.30-18.00 |
Возвращение с прогулки, игры |
18.00-18.20 |
Занятия воспитателя |
18.20-18.40 |
Подготовка к ужину, ужин |
18.40-19.10 |
Спокойные игры |
19.10-20.30 |
Подготовка ко сну, сон |
20.30-7.30 |
Информация о ообразовании:
Изучение опыта воспитательной работы с
военнослужащими контрактниками
Руководством Министерства обороны РФ психологической работе, особенно в последние годы, уделяется большое внимание. Это относительно новое и одно из перспективных, развивающихся направлений работы с военнослужащими, членами их семей и гражданским персоналом Вооруженных Сил. Необходимость и актуальн ...
Система упражнений по билингвальным программам
К моменту ввода второго языка учащийся имеет прочные знания, как лексики, так и грамматики английского языка. При отработке навыков перевода, в процессе поиска соответствующего эквивалента расширяется диапазон лексических средств, как в русском, так и в немецком языках, повышается, в конечном счете ...
Глобальная сеть Интернет – одно из новых направлений методики обучения
иностранным языкам
Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает "международная сеть" (англ, international net). Испол ...