Словосочетание "музейная педагогика", которое сегодня прочно вошло в повседневную жизнь, без преувеличения, всех российских музеев, еще в начале 1990-х гг. звучало непривычно не только для обывателей, но даже для музееведов. За прошедшие семнадцать лет ситуация резко изменилась.
Сегодня, наряду с термином "музейная педагогика", используются также: "музейно-педагогический процесс", "музейный педагог", "музейная культура" и т.д.
Если обратиться к историческому контексту их использования, то термин "музейная педагогика" был сформирован и введен в научный оборот в начале XX века в Германии. Его разработка связана с именами А. Лихтварка, А. Рейхвена, Г. Фройденталя. Именно Г. Фройденталь, занимавшийся проблемами взаимодействия музея и школы, впервые употребил в своей книге "Музей - образование - школа" (1931 г.) термин музейная педагогика. Так же он разработал специальную методику работы со школьниками, которая включала подготовку детей к посещению музея и последующее закрепление почерпнутых там знаний и впечатлений на уроке. Центральное место в этой методике, естественно, отводилось школьному учителю, который стал рассматриваться как участник музейно-педагогического процесса.
Еще раз подчеркнем, что термин "музейная педагогика" появился впервые в связи с обсуждением проблем взаимодействия музея и школы. И первоначально трактовался как направление музейной деятельности, ориентированное преимущественно на работу с учащимися. Сейчас же музейная педагогика понимается как научная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения, педагогики и психологии и рассматривающая музей как образовательную систему. Основой музейной педагогики является музейно-педагогический процесс, через который происходит передача культурного и исторического опыта.
Впервые идея об образовательном назначении музея была сформулирована А. Лихтварком на конференции "Музей как образовательное и воспитательное учреждение", которая состоялась в Мангейме в 1913 году, он же предложил новый подход к посетителю как участнику диалога. Реализуя на практике метод "музейных диалогов", он впервые обосновал роль посредника, который помогает посетителю в общении с искусством, развивая способность видеть и наслаждаться художественными произведениями (впоследствии такой посредник и получил имя музейного педагога).
Сейчас же музейный педагог определяется как специалист, осуществляющий образовательную деятельность в музее. Цели, которые ставятся перед педагогом при этом виде деятельности следующие. Это - способность пробуждать интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции. Это - воспитание бережного, уважительного отношения к музейным памятникам как части культуры и формирование понимания единства природы и культуры.
Основными направлениями деятельности музейных педагогов на современном этапе могут рассматриваться:
1. Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.
2. Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
Информация о ообразовании:
Особенности развития творческой активности детей на примере программы
дополнительного образования
Особенности развития творческой активности детей мы рассмотрим в данной курсовой работе на примере программы дополнительного образования «Мастерская Карандаша», разработанной коллективом воспитателей детского сада №22 города Читы. Это программа художественно-эстетической направленности, которая явл ...
Использование
в работе с дошкольниками произведений русских поэтов и писателей
Основоположниками детской природоведческой книжки являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Классиком русской природоведческой литературы для детей следует назвать Виталия Валентиновича Бианки. Он разработал практически все художественно−литературные жанры, в рамках которых воплощается природове ...
Сравнительный анализ опыта применения зарубежных и отечественных
нетрадиционных технологий в работе с аутичными детьми
Проведем в данном разделе квалификационной работы научное исследование, заключающееся в сравнении опыта применения зарубежных и отечественных нетрадиционных технологий в работе с аутичными детьми. Гипотеза исследования: в настоящее время в России испытывается острый недостаток практических разработ ...