Духовная музыка – музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не ограничивается христианством. Духовная музыка является достоянием не только верующих людей, хотя для них она наполнена особым смыслом. Сегодня к ней тянутся люди разных возрастов и профессий, и не только потому, что это красивая музыка – в ней скрыты глубокие национальные корни, это живой родник духовности, родник нравственности.
На Руси духовная (церковная) музыка получила распространение вместе с принятием христианства в конце Х века, в ее основе лежала византийская музыкальная культура.
Читая множество литературных источников, мы выяснили особенности православной духовной музыки. А именно:
Отличительная черта православной музыки – пение без сопровождения (a capella).
В православной духовной музыке первостепенное значение имеет текст, музыка не должна мешать людям внимать смысл.
Музыка, как правило, многоголосна.
В нынешнее время при многих храмах действуют воскресные школы для детей, где их помимо главного предмета – Закона Божия – знакомят с церковным пением, также певческие школы и кружки; во многих возрожденных православных средне-образовательных учебных заведениях (типа гимназия, колледж и др.) есть предмет «Церковное пение».
Что даст детям приобщение к православной музыке? Во-первых, знание истории и истоков культуры своей страны. Во-вторых, духовная музыка, как синтез религии и искусства, служит средством эстетического воспитания. Она поможет обратить детей к совести, добру, красоте, благородству, внутренней дисциплине, философскому осмыслению окружающего мира; будет способствовать развитию чувства любви и сострадания к человеку, внимательному и бережному отношению к природе, милосердию. В-третьих, с введением в урок духовной музыки слуховой опыт детей пополнится новыми интонациями, образами, отличными от фольклора и классической светской музыки. Через духовную музыку дети раскроют для себя высшую гармонию мироздания.
Подводя итог, хотелось бы привести слова русского религиозного философа И. Ильина, который посвятил много работ религиозно – духовной культуре, её значению в школьном образовании и воспитании. В статье «Пути духовного обновления» писал: «Чтобы дети «почуяли в себе кровь и дух своих предков и приняли любовью и волею – всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа; чтобы их душа отзывалась трепетом и умилением на дела и слова русских святых, героев, гениев и вождей», необходимо воспитывать их на глубоком знании отечественной культуры».
Информация о ообразовании:
Профессиональная подготовка в условиях
учебнопрактической деятельности
Изучая проблемы профессиональной подготовки будущих учителей в ВУЗе, исследователи обращают свое внимание на те формы знаний, которые способствуют формированию практических умений и навыков. В первую очередь это относится к учебной практике. Учебно-практическая деятельность (УПД) - это процесс реше ...
Получение и изучение свойств соляной кислоты
Изучение свойств соляной кислоты лучше проводить дедуктивно. О составе, свойствах и применении соляной кислоты учащимся многое известно, и поэтому данный урок является, в основном, повторительным и систематизирующим знания, а потому его естественным методом является практическая работа. Рассматрива ...
Как готовиться к лекции
Пожалуй, неверно суждение тех людей, которые утверждают, что к лекции готовится только преподаватель, а студент может отдыхать. Для качественного усвоения знаний к лекции готовиться необходимо. Следующие ниже рекомендации помогут вам продуктивно подготовиться к лекции. Внимательно прочитайте предыд ...