Социально – педагогическая работа с подростками, подверженными бродяжничеству, имеет две основные составляющие: выявление подростков данной категории в детской среде и организация работы с ними; непосредственная индивидуальная или групповая работа с подростками. Каждая из выделенных составляющих работы социального педагога должна быть обеспечена своими социально – педагогическими технологиями, которые соответственно можно разделить на две группы: организационные социально – педагогические технологии; индивидуальные социально – педагогические технологии.
При работе с подростками нами были разработаны и проведены следующие мероприятия, зарекомендовавшие свою эффективность: комплекс бесед (6 часов) по профилактике асоциального поведения подростков, в том числе, бродяжничества, работа с родителями и анализ полученных результатов, обсуждение результатов с педагогическим коллективом школе и выработка стратегии по включении подростков в трудовые дела, жизнь школы, организацию ответственных поручений.
Особенно важным направлением коррекционной работы по профилактике бродяжничества явились попытки подвести родителей к осознанию своей роли как родителя, к внутреннему осмыслению своей родительской функции. То есть работа была направлена на то, чтобы знания, информация, полученные от педагогов, психолога, литературных источников, стали внутренней составляющей личности родителя, приобрели для них личностный смысл, побудили к действию, к преобразованию себя, а значит - и к совершенствованию своей родительской культуры.
Главная цель экспериментальной работы заключалась в изменении родительских установок по отношению к процессу развития и воспитания ребенка, восприятия самого ребенка, его личностно-индивидуальных особенностей. В ходе участия в психокоррекционной работе подростки и родители получили возможность актуализировать ранее скрытый потенциал личностного развития, достичь успеха в самоперестройке семейных отношений и практике семейного воспитания, оптимизировать способы и формы воспитания детей в семье. Кроме того, коррекционно-формирующая работа с родителями была направлена на выработку более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, обусловленных данным возрастом, ликвидацию педагогической неграмотности, продуктивную реализацию арсенала средств общения с ребенком.
Следуя этому, вся информационно-консультативная работа осуществлялась в ходе бесед с родителями; на основе анализа анкет родителей, продуктов деятельности детей; разъяснений и рекомендаций по коррекции способов взаимодействия с детьми; решения психолого-педагогических ситуаций по способам и формам взаимодействия с подростком. В результате проделанной работы удалось сократить время пребывания 5,6% подростков на улице. При этом авторитет учителя повысился в глазах 3,7% учащихся, родительский авторитет – у 8,4% подростков. Подростки проявили интерес к вниуришкольной жизни, стали более активны в проведении мероприятий (4,9%). Следует сказать, что 3,6% подростков записались в спортивные секции, в занятиях спортом видят возможность своего самоутверждения. Таким образом, выдвинутая гипотеза была в полной мере доказана.
Для решения проблемы профилактики бродяжничества в среде подростком, рекомендуем:
1. Укомплектовать штат образовательного учреждения социальным педагогом, психологом, которые подготовлены к работе со школьниками, склонными бродяжничеству и другими формами асоциального поведения.
2. Привлекать к решению проблемы другие службы: социальные (органы опеки и попечительства, реабилитационные центры и т. д), правоохранительные (отделение милиции, комиссию по делам несовершеннолетних и т.д.) и медицинских работников (нарколога, психотерапевта).
3. Организовать комплексную и систематическую профилактическую работу в образовательном учреждении, с привлечением семьи и лиц, специализированных на данной проблеме.
Информация о ообразовании:
Содержание подготовки специалистов
Структура и содержание образовательных программ по аккредитуемым специальностям профессиям). Подготовка специалистов в ПУ -73 по всем профессиям, представленным на аккредитацию, осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами начального профессионального образования. В ...
Сущность семинара
Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к античности. Само слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» - рассадник и связано с функциями «посева» знаний, передаваемых от учителя к ученикам и «прорастающих» в сознании учеников, способных к самостоятельным су ...
Воспитание личности ребёнка средствами изобразительного искусства
Воспитание дошкольника, формирование его личности невозможны без решения вопросов эстетического воспитания. Задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством начиная с младшего возраста определены в созданных концепциях дошкольного воспитания. В каждой возрастной группе детей знакомя ...