Психофизиологическая основа письменной речи

Страница 4

7.Программирование, регуляция и контроль письма - планирование, реализация и контроль акта письма, поддержание активного произвольного внимания в ходе письма, оттормаживание побочных раздражителей.

У взрослого человека, обладающего высокоразвитым письмом, преимущественно действует первый, психологический уровень, причем осознанно, в то время как два других уровня работают как бы в автоматическом режиме.

При формировании письма у детей наблюдается другая картина: все уровни организации письма протекают произвольно, и работает преимущественно лингвистический блок операций. Методы обучения детей письму в школе, к сожалению, мало используют первый, психологический уровень. После обучения детей первым навыкам письма букв и ряда слов значительно эффективнее переходить на психологический уровень письма: формирование и формулирование мотива (зачем писать?), оживление интереса к написанию определенного содержания (замысел), обдумывание, осмысление содержания письма (с помощью сюжетных картинок и др.) и т.д.

Таким образом, с точки зрения логопедии и нейропсихологии, письмо нельзя отнести либо только к речи, либо к процессам зрительного восприятия и моторики. Письмо является сложным психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности - внимание, память, мышление (и обеспечивающие его умственные действия анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования и др.), зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику руки, предметные действия и др., внимание. Кроме того, ведущими элементами организации любого вида деятельности являются мотивация, волевое усилие и произвольная саморегуляция. Сформированность перечисленных психических функций, а также социально-личностных качеств в соответствии с возрастным этапом развития ребенка, их полноценное взаимодействие и регуляция необходимы для овладения детьми всеми школьными навыками, в том числе и письмом.

Страницы: 1 2 3 4 


Информация о ообразовании:

Технологические аспекты формирования экономического мышления школьников и проблема подготовки учителей по экономике
Социально-экономическое развитие общества во многом зависит от уровня экономического образования подрастающего поколения. Оно становится неотъемлемой частью культурного облика современного человека и предпосылкой успешной деятельности практически во всех сферах и отраслях хозяйства. Результаты спец ...

Реализация дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения младших школьников
В качестве примера применения дифференцированного подхода личностно-ориентированного обучения на практике рассмотрим урок в 1 классе. Урок состоит их двух блоков: лекционного и практического. Самостоятельная практическая работа ученика осуществляется по личностно-ориентированному плану. В начале ур ...

Образование и ценности
Что такое ценности? Существует два основных понятия: 1) все то, что имеет значимый характер – все результаты и продукты духовной деятельности; 2) духовные образования – идеология, цели, представления о должном, прекрасном и истинном. В современной культуре также существует понятие приоритетных, общ ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru