В качестве психологических механизмов формирования гражданственности выступают механизмы консолидации и ассимиляции, традиционно обслуживающие и регулирующие решение задач на уровнях "Я" и "Мы", "Я" и "Другие". К ним относятся заражение, внушение, убеждение, подражание. Общество, как любая социальная группа, осуществляет психологическое давление на личность с целью формирования у нее социально-значимых качеств, благодаря которым осуществляется сохранение цельности социума: его структуры, организации и функционирования. И в этом смысле, гражданственность «достаточно формализованное качество личности, достигаемое за счет системы воспитания, обучения и образования, существования различного рода стандартов» .
Формирование гражданственности является одной из сторон процесса социализации – включения индивида в общество через усвоение опыта предыдущих поколений, моделей гражданского сознания и поведения, закрепленных в культуре .
Именно процесс социализации неизбежно включает личность в широкий поток разнообразных внешних влияний. Полученные в этом потоке обыденные политические и гражданские знания должны с помощью воспитания наполниться личностным смыслом, стать субъектным основанием гражданской активности
Гражданское воспитание - формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным. Основная его цель - воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, потребности в деятельности на благо общества. Гражданское воспитание тесно связано с нравственным, патриотическим и правовым воспитанием. Одним из основоположников идей гражданского воспитания в начале ХХ в. стал немецкий педагог Г. Кершенштейнер, который называл главной его задачей "приучение молодёжи служить общине". Многие отечественные педагоги также выделяли в системе воспитания гражданское воспитание, но определяли его задачи различным образом. Например, К.Д. Ушинский считал, что нравственную основу личности гражданина составляют чувства национального самосознания человека, его любви к Родине. П.П. Блонский рассматривал гражданское воспитание как политическое, а формирование человеческих качеств относил к нравственному воспитанию .
Воспитание гражданственности личности в значительной степени определяется объективным состоянием государства, уровнем развития демократии и гуманности в обществе, востребованностью гражданских качеств его членов. В свою очередь, уровень развития общества во многом зависит от позиции каждого человека.
Важнейшее направление гражданского воспитания - формирование опыта гражданского действия, позволяющего человеку практически реализовывать свои возможности в обществе. Гражданский опыт приобретается молодёжью в семье, учебных заведениях, в неформальных коллективах, детских общественных организациях и т.п. Утрата или ослабление подлинной гражданственности, подмена её лозунгами и вульгарным политизированным воспитанием приводят либо к воспитанию карьеристов, либо к отчуждению молодёжи от общества, к попыткам найти понимание в асоциальных и антисоциальных неформальных группах. Нельзя воспитать гражданина, постоянно предъявляя к ребёнку гражданские требования. Гражданская ответственность формируется, когда человек осознаёт реальные проблемы своей страны и начинает защищать её интересы. В современных условиях важным гражданским качеством становится способность к самоопределению, благодаря которому человек сможет разумно существовать в условиях выбора, т.е. в условиях свободы и ответственности.
Таким образом,высшее призвание человека состоит в том, чтобы стать гражданином. Это означает быть способным разрешать острые противоречия, возникающие в жизни, быть причастным к судьбе своего народа. Это возможно только при создании комплекса структур, факторов, условий саморазвития личности на макро- и микро-уровнях. В качестве таковых выступают государство, политические и социальные институты, армия, средства массовой коммуникации и пропаганды, сам образ жизни, уровень развития общественного сознания, персонифицированные носители общественного влияния.
Информация о ообразовании:
Планирование работы по ознакомлении детей 5-6 лет с жанром пейзажа
В соответствии с полученными данными констатирующего эксперимента я спланировала перспективный план по ознакомлению с жанром пейзажа. Занятия Совместная деятельность Самостоятельная деятельность «Прогулка на природу» Цель: выявить у детей уровень умений и навыков в рисовании природы В начале заняти ...
Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с синдромом
раннего детского аутизма
«Аутизм (от латинского слова authos — сам) проявляется как отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой в целом». Аутизм – это психическое расстройство, характеризующееся выраженным де ...
Как дифференцируются образовательные программы в первом и
втором отделениях школы V вида
В специальную (коррекционную) школу V вида зачисляются дети с общим недоразвитием речи II и III уровня с такими тяжелыми формами речевой патологии как: дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, дислексия, дисграфия, заикание. Наполняемость классов 12 человек. Коррекционное учреждение V вида имеет в сво ...