В учении И.П. Павлова анализ и синтез выступают в качестве универсальных форм деятельности нервной системы.
«Анализ», «синтез» и т.д. могут применяться для описания определенных умственных действий и соответствующих результатов, но они не объясняют самого процесса. Так, М.Г. Ярошевский пишет, что «собственно психологическую характеристику мышления в отличие от его предметного содержания С.Л. Рубинштейн усмотрел в операциях анализа и синтеза — предельно формализованных логических понятий. Тем самым испарялось специфически творческое в мышлении».
И.М. Розетт в «Теоретических концепциях фантазии» о творческом мышлении пишет следующее: « .различия между умственной деятельностью человека и операциями, совершаемыми имитирующим устройством, показывают, что к существенным чертам фантазии следует причислить активность, выражающуюся в постановке собственных задач, вопросов, оценочное отношение, выражающееся в предпочтении определенных способов выполнения деятельности, и непредопределенность, выражающуюся в возможности отступать от заданной последовательности, видоизменять форму и характер полученной информации, менять оценку и само задание. Следовательно, адекватная теория фантазии должна органически включать в себя указанные принципы». Таким образом, понятие творческого мышления крайне тесно соприкасается с понятием воображения.
Мы не затронули такой важный и интересный момент как органические предпосылки творческой деятельности — роль межполушарной асимметрии. Отметим лишь наиболее важные точки соприкосновения с интересующей нас темой.
В настоящее время имеются прямые доказательства решающего значения для творчества правополушарного мышления. Создающего специфический пространственно-образный контекст. Основной отличительной особенностью пространственно-образного, правополушарного мышления является одномоментное установление многочисленных связей между предметами и явлениями. Отдельные свойства образов, их «грани», могут вступать во взаимодействие друг с другом сразу в нескольких «смысловых плоскостях», что и определяет многозначность образа в соответствующем контексте. Эта многозначность очень затрудняет не только выражение таких отношений в логически упорядоченной форме, но может даже препятствовать их осознанию. Но вместо этого образное мышление обеспечивает организующему началу непосредственность восприятия реальности, принятие ее такой, какой она является сама по себе.
Рассмотренные нами взгляды на теорию творческого мышления приводят нас к мысли, что концептуальный аппарат представлен множеством
прекрасных теорий, как выразился когда-то Ананьев Б.Г Однако все-таки по данному вопросу еще нет единых точек зрения из-за отсутствия достаточного экспериментального подкрепления. Тем не менее, представленная в теориях информация дает основание хотя бы приблизительно уже строить гипотезы о тонких механизмах формирования творческого мышления и воображения.
Информация о ообразовании:
Интернет-поддержака педагогического опыта
Данный проект разработан творческой группой учителей средней школы №7 г.Павлово Нижегородской области в рамках предмета "Мир вокруг нас". В разработке проекта принимали участие все учителя начальной школы №7, учитель информатики Воронина Вероника Вадимовна, зам директора по учебной и восп ...
Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с синдромом
раннего детского аутизма
«Аутизм (от латинского слова authos — сам) проявляется как отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой в целом». Аутизм – это психическое расстройство, характеризующееся выраженным де ...
Возрастные особенности младшего школьника
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-системати ...