Голландский психолог Ван де Хейр занимался исследованием такого явления в умственной деятельности как решение задач. В его концепции важное место занимает учение о воображаемой ситуации, которая «в какой-то мере соответствует реальной и в то же время отлична (ибо состоит из символов) от нее. Ван де Хейр делает главный упор на деятельность субъекта, решающего задачу. Чтобы обнаружить «новый аспект» в воображаемой проблемной ситуации, следует занять другую «точку зрения» по отношению к ней. Однако «новый аспект» не появится сам по себе, если субъект будет пассивным созерцателем, ожидающим того, что случится. Субъект должен «раскрыть новый аспект», «развернуть объект», иначе говоря, «он должен его как бы выдумать».
В теоретическом анализе творческого мышления заметное место занимает имя гештальтпсихолога Рудольфа Арнгейма. Он считает, что в художественной деятельности неразделимо переплетены мышление и восприятие, так как это форма рассуждения. «Замечательные механизмы, при помощи которых ощущения «понимают» окружающее, тождественны операциям, описанным психологией мышления, И наоборот, есть много доказательств тому, что подлинно продуктивное мышление в любой области знания имеет место в сфере образов».
В 1909 г. американский философ и психолог Джон Дьюн в своей книге «Как мы мыслим» подробно описал пять стадий творческого мышления. Прежде всего, человек опознает задачу или ставит вопрос. Вслед за этим начинается анализ задачи, более точное ее определение и сопоставление с другими задачами. Затем наступает стадия выдвижения гипотез, перебора различных предположений, при помощи которых можно было бы решить поставленную задачу. После этого наступает стадия обсуждения и продумывания возможных выводов и следствий из гипотез и принятие решения. Наконец, имеет место оценка решения путем экспериментальных или других проверок.
Большое влияние на концепции стадийности творческой деятельности оказала схема, содержащаяся в книге Грехема Уоллеса «Искусство мышления». Уоллес выделяет следующие стадии творчества:
1. Приготовление. На этой стадии человек собирает нужную информацию и разносторонне рассматривает проблему.
2. Инкубация. Эта стадия характеризуется тем, что человек сознательно не занимается решаемой творческой проблемой.
З. Просветление, по существу — инсайт. На этой стадии проявляется «счастливая идея», сопровождаемая соответствующими психическими состояниями (удовлетворение, радость и т.д.).
4. Проверка. Взвешивается и рассматривается достоверность и ценность новой идеи.
К. Патрик в своих экспериментальных исследованиях творчества поэтов, художников и научных работников стремилась подтвердить гипотезу Уоллеса о четырех стадиях творчества, отметив в то же время возможность их смещения; например, инкубация часто идет параллельно с первой стадией — приготовлением, а проверка может совпасть со стадией просветления. В частности, Патрик считает, что увеличение продолжительности инкубационной стадии приводит к увеличению количества и улучшению качества идей.
И.М. Сеченов придавал большое значение процессам анализа, синтеза и обобщения как средствам перехода от чувственного познания к познанию интеллектуальному. «Переход мысли из опытной области во внечувственную совершается путем продолженного обобщения», - писал Сеченов в «Элементах мысли».
Информация о ообразовании:
Учитель как субъект общения
Необходимо заметить, что анализ психологии личности учителя и его педагогической деятельности не может быть полным без анализа специфики педагогического общения. Ни для кого не секрет, что всякий труд предполагает общение людей. Труд преподавателя относится к числу таких, где взаимодействие - основ ...
Развитие музыкальности ребенка как психолого-педагогическая
проблема
Психология музыкального воспитания и обучения изучает психологические вопросы управления процессом музыкального обучения и воспитания, исследует проблемы диагностики музыкальной одаренности, формирование и развитие способностей, специальных умений и навыков, необходимых для сочинения, исполнения, с ...
Психологический анализ урока в деятельности педагога
Педагогическая деятельность, как известно, может осуществляться в разных формах, среди которых особое место занимает урок (занятие) — основная организационная единица процесса обучения, где проходит совместная деятельность учителя и учащихся. Анализ урока является одним из важных способов осозна ...