Первый этап исследования заключался в проведении анализа анамнестических данных (выяснение причин заикания, вид заикания, основные симптомы, частота судорог, характер судорог) и организации наблюдения.
Анализ медицинских карт детей показал, что преобладающее большинство детей страдает от невротического заикания (7 из 10 детей) и лишь трое – от неврозоподобного. У пяти детей наблюдается раннее речевое развитие в сочетании с двуязычием. Двое детей (неврозоподобное заикание) заикаются из-за наследственной предрасположенности (по линии отца).
Наблюдение проводилось за детьми во время занятий, в повседневной деятельности, игре, бытовой деятельности.
В ходе исследования были уточнены сложные речевые ситуации общения, своеобразие речевой деятельности (начало, объем общения, свобода использования языковых средств в зависимости от ситуации и темы), наличие сопутствующих движений, эмоциональная сфера, особенности речевого поведения (речевая активность, скорость переключения с одной темы на другую, темп речи).
Наблюдения показали, что дети с невротическим заиканием испытывают затруднения при общении с незнакомыми людьми, в незнакомой ситуации, при выполнении поручения, во время наказания, при перевозбуждении. В отличие от них, при неврозоподобном заикании нет конкретных ситуаций, в которых дети испытывали бы затруднения. Симптомы заикания проявляются в обыденных ситуациях, когда дети «забываются» и не контролируют свою речь, при переутомлении (рассеянное внимание).
Большинство детей не фиксированы на своем дефекте и легко вступают в контакт с посторонними людьми. Однако наблюдается сложность общения при выполнении поручения, объяснения и признания вины при наказании.
Более подробные описания результатов наблюдения указаны в протоколах наблюдения.
Следующий этап исследования – проведение индивидуальных бесед, в процессе которых выяснялась фиксация детей на речевом дефекте, их отношение к нему, способы преодоления, осознание сложных речевых ситуаций.
Учитывая возрастные особенности и приоритет общения со сверстниками для данной возрастной группы детей, основная схема беседы была построена на следующих вопросах:
Много ли у тебя друзей? Почему?
Легко ли тебе общаться с разными людьми (знакомые – незнакомые, дети – сверстники – взрослые, мальчики – девочки)?
Когда тебе трудно общаться, в каких ситуациях?
Мешает ли тебе твое заикание и чем? Стесняешься ли ты его?
Хотел бы ты от него избавиться?
Что ты делаешь, чтобы другие не заметили, как ты заикаешься?
По результатам беседы можно выделить следующее:
а) большинство детей не фиксированы на своем речевом дефекте (лишь двое стесняются, испытывают трудность, отказываются от общения);
б) положительно относятся к заиканию и всячески готовы от него избавиться (двоим заикание не мешает: «Я могу собраться и не заикаться. Просто немного надо помолчать»);
в) сложные ситуации для большинства – незнакомая обстановка, выполнение сложного поручения, порицание;
г) у детей есть техники релаксации – «закрываю глаза и считаю до 10», «поглаживаю подушечки пальцев», «делаю глубокий вдох» и т.д.;
д) разные способы скрыть заикание – «молчу», «говорю быстро», «пытаюсь поменять слова», «дышу» и т.д.
Более подробные результаты указаны в протоколе беседы (Приложение 2).
Следующий этап – коллективный – здесь проводились методики для уточнения уровня развитости коммуникативных способностей и конкретизации сложных речевых ситуаций.
Первая методика оценки коммуникативных и организаторских способностей Б.А.Федоришина предполагает опрос с отметкой ответов в таблице.
По данным проведенной методики у большинства обследуемых (6 детей из 10) показатель коммуникативных склонностей соответствует среднему уровню, у четырех из испытуемых – ниже среднего. Это говорит о том, что большинство детей легко вступают в общение, не испытывают трудностей из-за своего дефекта, при необходимости могут контролировать свою речь. Однако развитие их коммуникативных способностей находится еще не на достаточном уровне, поэтому следует продолжить коррекционно – развивающую работу. Необходимо отметить, что детям, коммуникативные способности которых находятся на уровне ниже среднего, нужно уделять больше внимания при коллективной работ, а также проводить с ними индивидуальные занятия.
Информация о ообразовании:
Развитие личности
Развитие человека как личности происходит в общем контексте его «жизненного пути» (С.Л. Рубинштейн), который определяется как история «формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения». По Б.Г. Ана ...
Методы Сократа в учении
Мышление людей формируется в процессе познания. "Познание - процесс деятельности людей, отражающий и воспроизводящий объективную действительность в их мышлении". В процессе обучения человек проходит через этапы познания человечества, сформировавшего науку, т.е. вся культура создается по к ...
Анализ оборудования и материалов логопедического кабинета
Логопедический кабинет находится в здании начальной школы. Кабинет эстетично оформлен, украшен комнатными растениями. Площадь кабинета 20 кв. м., что соответствует параметрам. Кабинет хорошо освещен и имеет хорошую вентиляцию. На двери кабинета имеется табличка с расписанием работы логопеда, его фа ...