Информационно-библиографическая база Тешнярьской сельской библиотеки является основой для информационной поддержки учебного процесса. Причем работе с литературой по истории Отечества уделяется особое внимание.
В помощь изучающим историю России сформирован справочно-библиографический аппарат. Литература по отечественной истории отражается в СК, СКС, в тематических мини-картотеках, рекомендательных библиографических пособиях, списках.
В целях изучения спроса на литературу по истории России проводилось анкетирование среди подростков.
Как выяснилось, основной мотив обращения к этому виду литературы — выполнение задания в рамках школьного курса по истории Отечества, то есть потребность в деловом чтении. Эту группу составили 77 процентов из числа респондентов. Обращаются к историческим книгам по личному интересу — 10 из 100 опрошенных, а 16 сочетают и личный, и деловой интересы.
Среди различных жанров литературы исторического содержания большим спросом у 29 процентов учащихся пользуются художественные произведения. 24 процента отдают предпочтение научно-познавательной литературе по истории Отечества, 23 — энциклопедической, 12 подчеркнули необходимость справочной литературы.
Анкетирование и практика работы по справочно-библиографическому обслуживанию учащихся свидетельствуют, что потребность в новой, современной справочной, учебной, научно-популярной литературе по отечественной истории высока.
Ценятся, прежде всего, издания, содержащие объемную и объективную информацию. Среди востребуемых — документы, рассказы очевидцев. Часто школьники используют словари определений исторических терминов, слов и выражений. Интерес представляют материалы о знаменательных исторических датах, диссидентском движении, национально-освободительных войнах. Большинство опрошенных отметили, что информацию по вопросам истории России они получают в библиотеке. В некоторых случаях — в СМИ, Интернете.
Достаточно полно ответили учащиеся на вопросы о запомнившихся им исторических событиях и известных личностях в российской истории, выделив государственных деятелей, военачальников, деятелей культуры разных эпох.
Еще на один вопрос — об использовании СБА библиотеки при выборе исторической литературы — только 25 процентов учащихся ответили положительно.
В целом данные опроса позволили сделать вывод все-таки о довольно невысокой читательской культуре школьников, о незнании и непонимании преимуществ самостоятельного поиска и выбора литературы. Безусловно, библиотекарям сегодня необходимо совершенствовать и активизировать индивидуальную и массовую работу по воспитанию информационной культуры подростков.
Вопрос о чтении периодических изданий, посвященных истории Отечества, или же изданий, публикующих статьи по данной теме, поставил многих учащихся в затруднительное положение. Лишь 15 процентов респондентов ответили положительно и назвали ряд журналов и всего 9 знают и читают исторический журнал "Родина", а также краеведческие издания.
Анкетирование показало, что половина подростков хорошо ориентируются в исторических периодах, имеют достаточные знания конкретных исторических событий. Интерес учащихся к исторической и историко-биографической литературе и потребность в деловом чтении возрастают.
Поэтому сельская библиотека обращает особое внимание на подготовку уроков по отечественной истории. Собрана достаточно полная коллекция энциклопедий, словарей, справочников. В фонде литературы по этой тематике представлены основные труды русских историков, учебная, справочная, литература по военной истории России. Созданы условия, гарантирующие свободный доступ к поиску, получению информации любого вида. Одним из современных источников для выполнения библиографического запроса является периодика, которая помогает восполнить пробелы в комплектовании книжного фонда. Читателям-учащимся предлагаются специальные рубрики СКС, тематические мини-картотеки, папки газетных вырезок. Особым успехом пользуется журнал "Родина", публикующий материалы, посвященные широкому кругу вопросов российской истории. Лучше узнать историю нашей страны ребятам помогает также новый научно-практический журнал "История и обществознание для школьников". В нем можно прочитать о том, как написать творческое сочинение, как избежать ошибок при подготовке к тестированию и т. д.
Информация о ообразовании:
Анализ общеобразовательных программ по биологии для 10-11 классов
Конечно, мы учли и образовательные программы, при анализе которых выяснили, что различия между ними может заключаться в порядке изучения разделов и тем. Так, например, по программе предлагаемой автором В.Б. Захаровым раздел «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле» изучается школьни ...
Теоретические основы творческого развития познавательного интереса
Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть ...
Использование
в работе с дошкольниками произведений русских поэтов и писателей
Основоположниками детской природоведческой книжки являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Классиком русской природоведческой литературы для детей следует назвать Виталия Валентиновича Бианки. Он разработал практически все художественно−литературные жанры, в рамках которых воплощается природове ...